С 10 апреля по 10 мая в столице был объявлен месячник по наведению чистоты и порядка. Каждую субботу (а их выпало на месячник пять) астанинцы в добровольно-принудительном порядке выходят на “ленинский субботник”. Иначе его не называют, возрождение традиций коммунистического прошлого ни с каким патриотическим андеграундом не спутаешь.
Народ, который должен в свой выходной день грести и мести, проще говоря, заниматься не свойственной большинству работой, особого энтузиазма не проявляет. Конечно, есть убежденные люди – ради блага того же общества хоть шпалы класть! – но не целый же месяц подряд? Тем более что после трех субботников стало очевидно – среди участников общегородской очистки преобладают врачи, учителя и прочие. А десятки представителей акимата (интересно, кто за них работает в это время?) всю неделю обивают пороги офисов компаний и, невзирая на формы собственности, требуют обеспечить “явку”. А потом с видеокамерами проверяют наличие трудового энтузиазма.
Схема проста. Руководитель коллектива должен расписываться в уведомлении, что выведет своих подчиненных на борьбу с мусором и грязью. Он же в свою очередь (собственными глазами видела!) заставляет их в своеобразной ведомости выхода на субботник также ставить свою подпись, причем расписаться нужно за указанное время: с 9 утра до 13 часов дня. И не важно, что твоя территория ежедневно убирается дворниками по обязанности, за зарплату, что все деревья и бордюры побелены. Субботник – святое дело!
А результаты? К вечеру субботы на улицах и тротуарах, даже на трубах теплотрассы навалены горы мешков с мусором. И лежат они так и все воскресенье, и утро понедельника. Горожане, проходящие мимо, думают: лишь бы ветра не было! Хотя… Пусть дует – будет чем в следующую субботу заниматься.
Надо ли говорить, что особого патриотизма принудительный труд горожанам не добавляет? Возмущенные письма и звонки в редакцию газеты поступают активно до среды. Люди говорят: если бы не угрозы увольнения, никто добровольно на субботник не пошел бы. Тем более что есть службы, которые по долгу и обязанности (и за зарплату!) должны следить за чистотой в городе.
Но кто простых горожан спрашивает?
Людмила ЛЕЕВА, Астана