В интересах культурной революции - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-6 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
В интересах культурной революции

В интересах культурной революции

Одна моя знакомая повесила у себя на страничке сайта vkontakte.ru вопрос: “Как вы считаете, есть ли современное искусство у нас?”. В дискуссию вступило не слишком много комментаторов. Через месяц она сама себе с грустью в голосе ответила: “…мы чтим культурные традиции и наловчились штамповать сувенирную продукцию для залетных туристов. Умиляем почтенный Запад своими ремесленными полотнами, архаичными сюжетами и наивной экзотикой... ”.

  • 30 Апреля 2010
  • 1151
Фото - Caravan.kz

Я обычно не люблю сыпать комментариями в Сети, но тут не удержался. И вместо того чтобы с утра собираться на работу, стал писать свои мысли, прежде всего, по поводу ее ответа самой себе.

Да ни фига мы Запад своей “экзотикой” не умиляем! Даже приезжие, которые что-то смыслят в искусстве, точно так же чувствуют, где штамповка и лубок. И традиции мы, по большому счету, не чтим, а лишь эксплуатируем то, что лежит на поверхности. Конечно, есть люди, которые действительно копают в этом направлении, но их единицы.

А по существу вопроса о современном искусстве у нас даже не знаю, что сказать. Если считать современным то искусство, которое делается нашими современниками, то, конечно, что-то есть. А если говорить об актуальном искусстве (контемпорари арт и т.п.), то какие-то его зачатки еще в 80-х годах прошлого века у нас появились. Но в последнее время все съедает коммерция.

Оно и понятно. Если художник (не важно, актуальный или традиционный) видит, как на дорогой машине ездят агашка и его недоросль-сынишка, то ему же тоже охота не пешком ходить! Приличных коллекционеров и меценатов у нас пока не воспиталось, вот и занимаются люди современным искусством больше для себя, пока есть интерес и силы.

В общем-то, не секрет, что выразительные средства наших художников (музыкантов и прочих артистов) пока далеки от передовых. Но это вопрос школы и вовлеченности в общемировой культурный процесс. Естественно, во многом все дело в 70-летней отрешенности от актуальных мировых тенденций при СССР. Ну и еще есть ряд местных нюансов, связанных с географической удаленностью и менталитетом. Да что и говорить, старый культурный слой (который насаживался тут в течение советского периода) сейчас вымывается, а чем новым мы его заполняем? Развлекухой на “Муз-ТВ “, “НТВ” или их плохой калькой на собственных каналах.

Разговоры о телевидении наподобии канала “Культура” вроде идут, но, понимая, кто и как его будет делать, в скорый культпросвет тоже не особо верится.

Короче, больной это вопрос.

Но в любом случае если художник хочет творить и он НАСТОЯЩИЙ ХУДОЖНИК, то он НЕ МОЖЕТ НЕ ТВОРИТЬ, несмотря на всякие кризисы, моды и даже недоедание. Видимо, потому таких людей порой и называют блаженными.

И все-таки если кто-то хочет быть современным художником, то я, пожалуй, не советую этому человеку сидеть Тут. Надо поучиться и потусоваться Там, где есть традиции и среда (все-таки среда во многом определяет направление развития). А потом, вдохновившись, можно приезжать и делать культурную революцию здесь. Если, конечно, дадут ее сделать.

А то, правда, надоело слышать комментарии по поводу того, когда кто-то из казахстанских артистов (пусть даже попсовых) пробует себя за границей. Мол, он или она родину предали и т.п. Когда человек находит в себе силы, чтобы выходить на более высокий уровень, его надо поддержать, потому что искусство настоящего Артиста интернационально, без границ. И если художник, родившийся на земле Казахстана, привнесет что-то свое в общую мировую культурную копилку и, конечно, что-то актуальное в казахстанское искусство, то надо порадоваться, а не топить его в трясине, из которой мы сами выбраться не в состоянии.

Артем КРЫЛОВ