А за наполнение бюджета налогами “отдувается” легально действующий бизнес, из которого выжимают последние соки…
Налоговики так и не разработали механизма по выводу бизнеса из тени и компенсируют “недоборы” тем, что выжимают все возможное и невозможное из легально действующего бизнеса.
– Налоговики не занимаются выводом бизнеса из тени, – считает исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана Мунавара ПАЛТАШЕВА. – Чтобы вывести бизнес из тени, нужно реально работать. А ведь именно здесь скрыт огромный налоговый потенциал. По нашим расчетам, сегодня в тени работают до 50 процентов бизнесменов! Но под прессом оказывается лишь действующий легальный бизнес, предприниматели, которые честно платят налоги. Сейчас налоговики работают по принципу “налоги любой ценой” – потому что есть установка пополнить бюджет. И делают это всеми правдами и неправдами, штрафуя за все, что можно и что нельзя.
По статистике, которую мы получили от налогового департамента по Алматы, за два месяца 2010 года налоговики даже перевыполнили план по сбору налогов. Доведенный план по государственному бюджету исполнен на 117,4 процента. Перевыполнение составило 18 миллиардов тенге. За счет чего выросли сборы налогов, да еще в кризис? Понятно, “закрутили гайки” до предела…
Кому выгоден теневой бизнес?
– Создается впечатление, что кому-то выгодно, чтобы был теневой бизнес, который будет откупаться, и легальный, который можно облагать штрафами, арестовывать счета по любому поводу – чуть ли не из-за 10 тенге недоначисленных социальных отчислений, – считает генеральный директор центра обслуживания предпринимателей “Секрет+Сервис” Владимир ЕРМАКОВ. – И, конечно, трудно верить официальной статистике, согласно которой теневой бизнес у нас – 22–24 процента, то есть так же, как в Италии, Испании, Греции. На мой взгляд, в тени работает каждое третье, если не каждое второе, предприятие в Казахстане. Особенно в таких отраслях, как торговля, общественный транспорт, строительство, сельское хозяйство, гостиничное хозяйство. Давайте хоть раз посчитаем незарегистрированных, не платящих налоги, торгующих на рынках, частных извозчиков и т. д.!
Мы прислушались к совету эксперта и вышли на улицы Алматы.
Миллион с алых роз…
Одна роза в цветочной палатке стоит в среднем 600 тенге, на праздники цена, по словам продавца, вырастает ровно в два раза, но это не мешает собрать прибыль в 200 тысяч тенге только за один день! В местах с большой проходимостью, в центре этот показатель вырастает почти в два раза.
Продавцы цветов, как правило, говорят о большом риске: цветы – товар скоропортящийся. Но, как выяснилось, в крупных точках, которые работают легально, списывают в среднем около 10 процентов товара, а вот рентабельность достигает в праздничные дни 100 процентов. В общем, заработать миллион на алых розах вполне реально – особенно если не платить налоги.
По данным таможенного комитета г. Алматы, каждый месяц в город завозят две тысячи тонн цветов, а, например, в преддверии 8 Марта в город пришло около восьми тысяч тонн цветов.
Существуют данные, что объем цветочного рынка в Казахстане составляет 100 миллионов долларов! Несложно подсчитать, исходя из минимальных размеров налоговых платежей (3 процента по патенту), что только эта сфера бизнеса может приносить в бюджет около 3 миллионов долларов!
Виртуальные бизнесмены
Невидимыми для налоговых инспекторов остаются и виртуальные бизнесмены, те, кто работает в сети Интернет.
Как нам сообщили в налоговом департаменте по Алматы, интернет-магазины осуществляют обычную торговую деятельность, и потребители, покупая какой-либо товар, производят оплату через платежную систему. А налоговые инспекторы осуществляют контроль, используя сведения по движениям денежных средств по банковским счетам налогоплательщиков. Но достаточно побродить по просторам Казнета, чтобы убедиться в том, что здесь мало кто заморачивается банковскими счетами.
Алматинцам, например, уже давно известны сайты, на которых можно заказать видеофильмы.
Покупатель делает заказ и оставляет номер телефона. Ему перезванивают, и “курьер” приносит товар, плату берет наличными, без всяких чеков…
Такси-невидимки
Намного проще, казалось бы, разобраться с таксистами, которые работают открыто, на глазах у всех, но при этом почему-то тоже остаются для налоговой невидимыми.
Треть машин, колесящих по улицам Алматы, – иногородние, и большинство из них занимаются частным извозом. При этом налоги платят единицы, работающие по патенту на договорных условиях с диспетчерскими компаниями.
– Я работаю легально, но ко мне у налоговиков претензий больше, чем к тем, кто работает незаконно, – рассказывает один из основателей службы такси Марат. – Почему нелегальных “бомбил” не заставят платить налоги? Все места известны. Вы поезжайте в аэропорт, когда прибывают международные рейсы, и увидите, что там творится…
Мы последовали совету и в час ночи отправились встречать рейс из Лондона. “Потенциальные налогоплательщики” осадили аэропорт со всех сторон. В проулке, как в засаде, стоят пять машин с включенными габаритами. На выходе из зоны прибытия – плотная стена из таксистов, к этой кормушке могут пробиться не все.
– Я отдаю шесть тысяч в день, чтобы здесь стоять, – пояснил один из водителей.
– Это налог? – интересуемся мы.
– Это оброк! Я не знаю, платит ли шеф налоги с этой суммы, мое дело – план…
Кто платит налоги – тот не спит…
На вопрос, почему все эти люди не работают легально, ответ один: не хотят “светиться”. И армия таких “теневых” бизнесменов очень велика – многочисленные тамады, массажисты, мелкие торговцы. Увидеть их нетрудно, при желании, конечно. Но, похоже, именно желания-то и нет.
Как рассказал один из эстэошников, который работает во дворе собственного дома, под сенью родного дуба, регистрировать ИП он не спешит: “Надо сначала на ноги встать”. Дескать, сосед оформился и сразу же попал на заметку в налоговую.
– Зачем привлекать внимание? – чешет затылок трудяга. – За что выписать штраф – всегда найдут. А так, пока доберутся…
В общем, почему-то у нас по странной логике все наоборот получается: кто работает легально и платит налоги – тот как раз и не спит спокойно…
Существуют данные, что объем цветочного рынка в Казахстане составляет 100 миллионов долларов. Вот это налоговый потенциал!
Сейчас налоговики работают по принципу “налоги любой ценой” – потому что есть установка пополнить бюджет.
Александра МЫСКИНА, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)