Белкам в Алматы немного голодно: как живет новоявленный символ Южной столицы - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Белкам в Алматы немного голодно: как живет новоявленный символ Южной столицы

Белкам в Алматы немного голодно: как живет новоявленный символ Южной столицы

В первой декаде июля жители Алматы «гудели» по случаю установки гигантской соломенной белки на Атакенте.

  • 6 Августа 2018
  • 1078
Фото - Caravan.kz

Как оказалось, эта задумка – очередной арт-объект, установленный в целях благоустройства города.

После столь хайповой инсталляции редакция медиа-портала Caravan.kz задалась вопросом: а как живется настоящим белкам в Алматы?

Как выяснилось, о новом «символе города» у нас мало что известно.

О белке, как о пушном грызуне, рассказал кандидат биологических наук, директор Центра прикладной биологии Казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия Сергей Скляренко.

Сергей Скляренко
Сергей Скляренко
 

— Что вы можете рассказать о популяции белок в городе Алматы?

— Я боюсь, что про популяцию белок в городе никто вам не ответит.

Я могу только сказать, когда здесь появились белки, но не в городе, а вообще у нас в горах.

Белок к нам сюда завозили в 60-е годы. Здесь их никогда не было. Вообще на Северном Тянь-Шане. Белка – это Алтай, ближайшая к Казахстану территория, таежная зона.

Идея в 60-е годы была такая: завести белку и соболя, чтобы наладить промысел пушного зверька. Белка, собственно, никому не была нужна сама по себе, но соболю надо было чем-то питаться, а питается он белкой.

Завезли обоих зверьков, но белка отлично прижилась, а вот соболь нет.

— А как белка оказалась в городе?

— Уже спустилась постепенно с гор. Выпускали-то ее в ельниках. Соболь исчез, а промысел белки совсем не пошел.

 Промысел белки из-за меха?

— Да, стреляли раньше белок, но это было в советские времена. Тогда очень любили переселять их туда-сюда. В то время по акклиматизации разных видов существовала масса экспериментов: ввозили то, другое, ввозили белок, соболей, птиц, американскую норку, теперь, кстати, не знают, что с ней делать, с этой норкой.

Рыбы у нас своей вообще уже не осталось, почти вся завезенная — это вам любой ихтиолог скажет.

Завезли белочку (смеется). Такое впечатление, что многие решения именно в этом состоянии и принимались в советское время.

Белок завезли, а они высокой численности не достигли, в стране для них недостаточная кормовая база. То есть в Сибири произрастает кедр прежде всего, у нас кедра нет, у нас только тянь-шаньская ель, другого корма для белки почти нет, немного грибов, чуть-чуть ягод, но это не то, семян не хватает. Белка, конечно, питается семенами ели, в то же время грызет молодые побеги ели, потому что здесь ей немного голодно. И пользы от нее в горах, честно говоря, немного. Но это в горах. В итоге белку стрелять не стали, потому что ни один промысловик стрелять не сможет — крутые склоны.

Но в городе белка вполне неплоха, она украшает городской ландшафт, опять-таки достаточно скучный. Поэтому, если где-то зверек бегает в парке и радует детишек, что в этом плохого?

Хоть это не совсем наш вид, но это хорошо.

— Тогда почему ее сделали символом нашего города?

— Так получилось (смеется). Я думаю, что символом ее сделали не нарочно. Наверное, никто не думал, что она станет символом города. В Алматы есть символ вообще-то — это снежный барс. Могли бы поставить барсика, такого же миленького, но большого, и в лапках не с шишечкой, а что-нибудь оптимистичное, факел, например. Но поставили белку! Поставили и поставили, могли, конечно, поставить сурка, тушканчика…

Тушканчик смотрелся бы совершенно замечательно, это такой чудесный зверь с длиннейшим хвостом, с большими ушами, глазами. Была бы совершенно потрясающая скульптура.