Нам дают задания, в которых все объясняется на примерах однополых семей, - казахстанец об обучении в Австрии  - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-4 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Нам дают задания, в которых все объясняется на примерах однополых семей, - казахстанец об обучении в Австрии 

Нам дают задания, в которых все объясняется на примерах однополых семей, - казахстанец об обучении в Австрии 

Алматинец, обучающийся в Австрии, рассказал, чего из жизни в Казахстане ему не хватает больше всего, а также о том, как отличаются наши системы образования и до чего может довести чрезмерная европейская толерантность.  

  • 30 Июля 2018
  • 1087
Фото - Caravan.kz

Нередко наши соотечественники отправляются на обучение за границу. Кто-то ищет более качественного образования, а кто-то нацелен на долгосрочные перспективы.

Игорь БОЛЬШЕДВОРОВ уже третий год обучается в Вене по специальности «Информатика». Сам он родом из Алматы, успел поучиться в Международном университете информационных технологий, но после одного года учебы решил сменить страну обучения. Выбирал между Германией и Австрией, так как в школе изучал немецкий язык. Но, как оказалось, перевестись из казахстанского вуза куда проще в австрийский, нежели немецкий университет.

Игорь Большедворов
Игорь Большедворов. Фото — со страницы "ВКонтакте"

Герой нашего материала успел опробовать на себе как казахстанскую, так и европейскую систему образования, поэтому ему есть что сравнивать. В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с казахстанским студентом о тонкостях обучения и жизни в Австрии, а также о том, чего нашему соотечественнику больше всего не хватает в чужой стране.

— Чем отличаются казахстанская и австрийская системы образования?

— В Австрии действует Болонская система, что подразумевает разделение на бакалавриат и магистратуру. Бакалавриат состоит из 180 учебных кредитов, которые студент может закрыть за три года. При этом студент сам может выбирать, сколько кредитов он готов взять в один учебный семестр. Поэтому очень сложно сказать, сколько будет длиться твое обучение.

Если студент не хочет торопиться, он может растянуть обучение хоть на 10 лет. Но если он хочет закончить обучение за три года, то вполне может это сделать, если приложит максимум усилий.

Отличается также и сам процесс обучения. У нас есть лекции и практика. Каких-то текущих оценок нам никогда не ставят. Вся оценка за семестр выходит только по результатам тестирований. В зависимости от предмета, например, это может быть три теста за семестр. Если ты все три теста сдал, то получаешь оценку, закрываешь предмет и соответствующие ему кредиты.  При завершении обучения оценки, которые тебе ставят, особой роли не играют. Главное — закрыть все 180 кредитов.

— В некоторых казахстанских университетах всё примерно так же. А есть нечто такое, что кардинально отличается?

— В Австрии пять – это самая низкая оценка, неудовлетворительно, грубо говоря. А вот единица – это самая лучшая оценка. Для того чтобы сдать предмет, за семестр необходимо получить четверку.

К тому же в австрийских университетах отсутствует понятие учебной группы. Здесь каждый сам за себя. У тебя есть четкий план, и ты должен сам разбираться в том, как все это работает. Здесь нет кураторов, поэтому свои вопросы приходится решать самостоятельно. Поэтому здесь ты сам регистрируешься на практические занятия, потом отдельно регистрируешься на сдачу экзаменов, выбираешь удобную для тебя дату.

Также в университете можно встретить очень много обучающихся старше 30-40 лет. Например, на гуманитарных специальностях вообще учатся люди старше 60 лет.

— А отличается ли подход австрийских преподавателей?

— Нет, не сказал бы. Профессора так же приходят на лекции, так же все объясняют. Грубо говоря, выстраиваются деловые отношения между профессорами и учениками. Но, по моему мнению, казахстанские профессора более открытые, с ними можно более тесно общаться и находить общий язык.

В Австрии же профессора ведут с тобой деловые отношения, очень редко распространяются о своей личной жизни. Если в Казахстане с преподавателем можно говорить о чем угодно, то здесь это далеко не так.

— Европейское общество очень толерантно, причем во всех отношениях. Отражается ли это каким-либо образом на учебном процессе?

В уставе нашего университета прописано, что люди всех рас, национальностей и ориентаций не должны быть дискриминированы. Поэтому открыто заявляется, что университет поддерживает ЛГБТ-сообщество. В некоторых частях университета даже висят флаги ЛГБТ-сообщества.

В самом университете никто не ведет себя так открыто, чтобы по виду или поведению можно было сказать, что человек нетрадиционной ориентации. Ни разу не видел, чтобы кто-нибудь за руки держался или целовался. Такого нет.

Но на стенах я видел объявления о том, что представители ЛГБТ-сообщества проводят собрания раз в неделю, ходят на какие-то митинги. Также в Вене проходят гей-парады, там действительно собирается очень много людей, и некоторые из них могли бы травмировать психику среднестатистического казахстанца.

Однажды один профессор, скорее всего по своей прихоти, дал нам задачу, в которой переменные объяснялись на примере однополой семьи, где два отца выполняли определенные действия, а нам, исходя из этого, надо было составить диаграмму.

Юрта каким-то образом заблудилась в Вене
Юрта каким-то образом заблудилась в Вене. Фото — со страницы Игоря "ВКонтакте"

— Насколько австрийцы осведомлены о такой стране, как Казахстан?

— Большинство знает, где находится Казахстан, некоторые даже знают столицу нашей родины. Но в целом они не очень хорошо осведомлены о культуре Казахстана.

Так что если вы будете общаться с австрийцами, то мнение о нашей стране у них будет складываться исключительно в зависимости от того, какое вы на них произведете впечатление и что им расскажете.

— А как австрийцы, в принципе, относятся к приезжим, в частности, к казахстанцам?

— Я живу в Вене, это довольно многонациональный город. Тут очень много людей с миграционным прошлым, например, после войны в Югославии или же сирийские беженцы. Да и исторически этот город всегда был многонациональным. Поэтому к приезжим относятся вполне нормально, какого-то расизма в той же Вене не встретишь.

Явной предвзятости по отношению к иностранцам я не встречал. Безусловно, есть люди, которые относятся к иностранцам более радикально, но я бы не сказал, что их большинство.

— Сложно ли социализироваться и стать частью австрийского общества?

— В первую очередь для социализации в австрийском обществе нужен высокий уровень знания немецкого языка. У большинства людей возникают проблемы именно с этим. Когда ты хорошо владеешь языком, то, я бы не сказал, что могут быть какие-либо проблемы.

Люди в большинстве своем открыты, никто тебя в штыки не воспринимает. Поэтому со знанием языка довольно легко адаптироваться к жизни в Австрии.

Венские трамваи
Венские трамваи. Фото — со страницы Игоря "ВКонтакте"

— По чему из того, что есть в Казахстане, ты скучаешь больше всего?

— Если честно, то очень не хватает нормальной еды. Мне не очень нравится австрийская кухня, за исключением пары блюд. Чаще всего не хватает сладостей, которые есть у нас к чаю. Пельмешек не хватает, вареников. Здесь такого практически нет.

— Чему казахстанцы могли бы научиться у австрийцев?

— В Казахстане не хватает того, что в немецком называется «ordnung», то есть порядка. В Австрии заметно, что все люди довольно добропорядочные.

Вся система в Вене построена именно на этой добропорядочности. Например, меня очень удивило, что, когда ты заходишь в метро, у тебя никогда не проверяют проездной. Купил ты проездной или не купил — здесь нет контролера, который проверил бы, есть ли у тебя билет. Иногда, конечно, случаются рейды, но очень редко. В общем, здесь все построено на доверии.

Или, например, как в Вене продают газеты.  На столбах, грубо говоря, висят пакеты с газетами, из которых можно свободно их взять. Сверху есть специальный прибор, который принимает деньги. То есть, казалось бы, можно брать газеты бесплатно, но все австрийцы всегда исправно платят.

Также во всех государственных структурах все работает крайне четко. Что бы ты ни хотел сделать – всегда будет доступная инструкция о том, как это работает. Система нацелена на то, чтобы помочь человеку в кратчайшие сроки без какой-либо бумажной волокиты.

Общественный транспорт здесь тоже работает с особой точностью, здесь Казахстану есть с чего брать пример. В Вене спокойно можно прожить без машины, в любую точку города можно добраться на общественном транспорте без какого-либо дискомфорта, и это учитывая, что Вена по своему размеру примерно такая же, как и Алматы.