«Чиновники научились прятать деньги»: эксперт об избирательности всеобщего декларирования в Казахстане - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
«Чиновники научились прятать деньги»: эксперт об избирательности всеобщего декларирования в Казахстане

«Чиновники научились прятать деньги»: эксперт об избирательности всеобщего декларирования в Казахстане

Не так давно СМИ сообщили, что в Казахстане утверждены форма декларации об активах и обязательствах физического лица и правила ее составления.

  • 25 Июля 2018
  • 9459
Фото - Caravan.kz

Приказ вводится в действие с 1 января 2020 года и обязует казахстанцев указывать в документе сведения об имеющихся активах, в том числе о наличности на сумму свыше 500 МЗП, недвижимом имуществе, ценных бумагах. В случае с несовершеннолетними декларация заполняется законными представителями. Ее можно сдать по почте, лично и в электронном виде.

Стоит отметить, что данная новость вызвала не совсем однозначную реакцию у общественности. Для подробного комментария, а также для оценки возможных рисков вышеупомянутого нововведения редакция медиа-портала Caravan.kz обратилась к финансовому аналитику, руководителю аналитического департамента FXPrimus Арману БЕЙСЕМБАЕВУ.

— На самом деле это закономерный итог того, к чему мы шли, — говорит эксперт. — В начале 90-х о всеобщем декларировании речи не было, потому что в то время Казахстан выстраивал экономическую систему, при которой подавляющую часть доходов страна получала за счет продажи сырья за рубеж, тем самым обеспечивая наполняемость бюджета. Проще говоря, нефтяная рента распределялась среди населения.

Арман БейсембаевАрман Бейсембаев. Фото — Facebook

Как утверждает аналитик, на сегодняшний день большинство казахстанских банков не выполняют базовую функцию инвестиционного инструмента для создания и роста следующих экономических переделов. В качестве примера Бейсембаев привел традиционную экономику XIX-XX веков на Западе:

— Образно говоря, банк кредитует предпринимателя, разделяя с ним все риски. После этого предприниматель на полученные деньги покупал, скажем, станок, на котором он делал какое-либо изделие. Затем он продавал это изделие, а из вырученных денег погашал кредит. В противном случае, если он покупал не тот станок, или станок ломался, или изготовленная продукция по каким-то причинам не пользовалась спросом, то соответственно предприниматель разорялся. В итоге кредит становился невозвратным, и его приходилось списывать. Это и есть базовая функция любого банка, — отметил экономист.

По словам эксперта, казахстанская банковская система устроена так, что проще взять в кредит IPhone, который безумно дорог, чем ту же самую сумму взять под открытие какого-нибудь предприятия.

— На деньги с нефтяной ренты мы закупаем импорт, а банки тем временем работают на то, чтобы стимулировать спрос на импортную продукцию. Это приводит к тому, что местная продукция не пользуется спросом и становится никому не интересна. Да, до 2008 года мы на этом росли. В конце 1990-х — начале 2000-х нефть начала расти, к 2008-му нефть доросла до 145 долларов, все цвело и пахло, кредиты раздавались как пирожки, в стране все было хорошо, а потом грянул кризис. Проблема в том, что вместе с кризисом мы уперлись в тот самый потолок, который и так был уже известен. Для обеспечения экономического роста теми темпами, что были до 2008 года, нам не нужна высокая цена на нефть, нужна постоянно растущая цена, и это важно понимать. Только в этих условиях экономика может расти. Нам не нужно то расплодившееся количество банков, которое мы имеем сейчас, в условиях сжимающегося нефтяного пирога. Они (банки. – Прим. ред.) просто не живучи в других условиях, и ни один из них не ориентируется на следующие технологические переделы, — подчеркнул Бейсембаев.

В ходе разговора наш собеседник сравнил декларирование в Казахстане со своеобразным пересчетом, при этом подчеркнув, что это единственная возможность повысить макроэкономическую стабильность в государстве.

— В тех условиях, в которые сейчас попал Казахстан, за счет нефтяной ренты мы успокоить народ уже не можем, обеспечить рост зарплат, пособий, пенсий, стипендий нам тоже не под силу – это невозможно. Мы либо лезем в долги на внешних рынках, чтобы кому-то повысить зарплату, либо ищем другие источники наполнения бюджета. И как раз общее декларирование укладывается в эту канву, — сказал Бейсембаев. — За счет нефти больше не получится удержать макроэкономическую стабильность. Остается только обратить внимание на налоги с населения, дабы обеспечить их же старость. Я думаю, общим декларированием государство хочет понять, сколько у людей денег и сколько можно взять. Иными словами, это можно назвать «инвентаризацией».

— На прошлой неделе заместитель председателя комитета государственных доходов министерства финансов РК Мади Такиев сказал, что если хранящаяся в доме сумма превышает 500 МЗП (порядка 14 миллионов тенге), то граждане РК должны будут открывать расчетные счета в банке, чтобы хранить деньги там. Насколько это правомерно? И, вообще, как это будет проверяться?

— Это не вопрос правомерности. В 30-х годах в США, когда разразилась Великая депрессия, населению было запрещено держать золото на руках. Доходило даже до таких ситуаций, что налоговый агент приходил с клиентом в банк и проверял, нет ли в его ячейке золота. Населению запрещалось копить золото, оно должно было принадлежать государству. Поэтому здесь вопрос правомерности не стоит. Да, это звучит дико, но люди должны понимать, что каждая бумажка, которую они хранят под подушкой, не участвует в экономическом обороте. И, значит, эту бумажку кто-то недополучит в виде зарплаты, пенсии, стипендии или кредита. Поэтому деньги должны поступать в оборот и крутиться внутри экономики. 

— Но достаточно вспомнить недавнюю историю с Astana Bank, который ограничил сумму снятия денег до 100 тысяч в месяц. В условиях подобных ситуаций можно ли сказать, что предложение властей рискованное?

— На самом деле у меня была похожая ситуация. Ко мне обратился мой родственник, который держал депозит в одном из казахстанских банков. Несколько лет назад пошли слухи, что этот банк закроют, и народ просто ломанулся в отделения снимать свои сбережения. Благо, этот банк тогда удержался на плаву. Люди должны понимать одно: у банков нет собственных денег, и это нормально. У банков есть деньги вкладчиков, и если клиенты массово снимают свои средства, то практически любой банк может оказаться на грани краха. Я успокоил своего родственника: если ваша сумма не превышает гарантийное страхование по депозитам, то беспокоиться не о чем. Что бы ни произошло с банком, у клиента в любом случае есть возможность в течение следующего полугода снять эти деньги. У нас есть Фонд гарантирования депозитов, и в этом вопросе государство свои обязательства выполняет полностью.

 

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ

— Декларирование называют всеобщим и обязательным. Но так ли это будет на самом деле? 

— Мы не знаем, как это будет. Можно долго рассуждать о коррупции и т.п., но это вопрос политический воли. Пора понимать, что те, кто имеет огромное количество имущества, офшорные счета, давно научились прятать деньги. Они их не покажут. Особняк на Лазурном берегу оформлен на внучатую племянницу двоюродной бабушки: и как доказать, что это принадлежит конкретному чиновнику? Никак. Но беда не в том, что у нас косая-кривая система. Это, повторюсь, вопрос политической воли. Будет приказ сверху – все пройдут декларирование без исключения.