Проверки Счетного комитета в конце прошлого года выявили на объектах “Дорожной карты” многочисленные “мертвые души”: например, в Жамбылской области местные власти заставили подрядчиков 14 объектов дорожного строительства “оформить” 1791 человека, хотя им требовалось всего 235 работников.
Подрядчики, получившие заказы на работу по “Дорожной карте” в Алматы, наоборот, всеми способами старались избавиться от безработных, которых к ним направляли органы занятости. Проверка установила, что с мая по октябрь они “оформили” на вновь созданные рабочие места 879 рабочих, которые еще до “Дорожной карты” числились у них в штате, записывая даже сотрудников компаний, у которых они покупали стройматериалы и услуги. Через центры занятости и биржу труда на работы по благоустройству было принято гораздо меньше – всего 435 человек. Например, ТОО “Дала” на работах по ремонту канализации “создало” 701 рабочее место, хотя на самом деле через центры занятости на работу там взяли всего… 17 человек.
В то же время в Алматы, например, из граждан, прошедших профессиональную переподготовку, смог устроиться на работу только один из шести.
В итоге чиновники сделали вывод: “Низкооплачиваемые рабочие места, которые были созданы по “Дорожной карте”, обходятся бюджету очень дорого и не приносят серьезной пользы экономике”. А так как официальная статистика “рисует” непрерывное снижение безработицы, то и “Дорожная карта” в прошлогодних масштабах уже не нужна, решили в правительстве. Бюджет пока не утвержден, но уже известно, что для Алматы, например, выделено 10,4 миллиарда тенге – это в два раза меньше, чем год назад.
Само-ничем-не-занятые
Если верить данным госстатистики, то с каждым годом рабочих мест в стране становится все больше, а безработных – все меньше. Даже в Алматы, где остановились почти все стройки и прошли массовые сокращения в банках и других коммерческих структурах, официальная статистика показывает непрерывное улучшение. Как рассказала “Каравану” заместитель начальника городского управления занятости и социальных программ Айгуль КАЛЫКОВА, в 2006 году в городе не имело работы 8,2 процента трудоспособных граждан, а в начале этого года таковых стало всего 7,3 процента.
Правда, на городской бирже труда картина совсем другая.
– За год вакансий у нас стало меньше, а людей, которые к нам обратились, больше, – говорит заместитель директора городской биржи труда Калимат АЙБЕНОВА. – Судите сами: в январе прошлого года в базе данных было 1188 вакансий, а в январе этого года – всего 523. На эти вакансии претендуют более тысячи человек. В 2007 году картина была иной: рабочих мест было больше, чем обратившихся безработных.
– Официальная статистика просто записывает людей, потерявших работу, в “самозанятые” – говорит директор Центра анализа общественных проблем Меруерт МАХМУТОВА. – Например, по официальным данным, в селе безработица гораздо ниже, чем в городе. Но достаточно выехать в любой аул, чтобы понять: именно в селах с работой совсем плохо. В конце прошлого года каждый третий трудоспособный казахстанец – 2,6 миллиона граждан! – числился “самозанятым”. За год, по данным Минтруда, “самозанятых” в стране стало больше на 50 тысяч человек. Если прибавить к этому 6,2 процента официальных безработных, то картина будет совсем печальной…
Удар по “челнокам”
В ближайшем будущем ряды безработных, возможно, пополнят тысячи индивидуальных предпринимателей и “челноков”, заполняющих сегодня рынки и базары страны дешевыми товарами.
Это произойдет, когда правила Таможенного союза запретят физическим лицам ввозить в Казахстан коммерческие товары. По казахстанским законам, товар весом не более 50 килограммов на человека (если это не алкоголь или сигареты) можно ввезти в страну без пошлин. Если товара больше, то таможенный сбор придется платить, но груз весом менее 250 килограммов и ценой не более 5 тысяч долларов растаможивают по упрощенной схеме.
О том, что переговоры идут и окончательное соглашение будет подготовлено уже к концу марта, сообщил журналистам заместитель руководителя представительства таможенной службы России при Комитете таможенного контроля Казахстана Сергей КУРЯКОВ. По его словам, существование этой нормы в Казахстане противоречит законодательствам России и Белоруссии. “Что касается норм регулирования, то все-таки ввоз товаров физическими лицами надо подразделять на товары для собственных нужд и коммерческие партии. У нас, в России, более жесткие нормы, в Белоруссии – еще жестче. Я думаю, что у вас так же будет”, – сообщил он.
По данным Таможенного комитета, в 2009 году физические лица и индивидуальные предприниматели завезли в Казахстан товаров на 2 миллиарда долларов.
По неофициальным данным, к “базарной” торговле импортом в Казахстане так или иначе имеют отношение более 2 миллионов человек. Новые жесткие правила лишат множество людей средств к существованию и одновременно повысят цены на товары. Но предупредить своих граждан о последствиях такого решения наши чиновники не спешат. Почему?
Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ