"Концентрация ресурсов в центрах («точках») роста является общемировой тенденцией и ярко выражена в развитых и успешно развивающихся странах, так как эти центры являются «локомотивами» развития для всей территории страны (Япония, США, Китай и другие)
В развитых странах мира доля городского населения составляет: в США – 77 %, Канаде – 76 %, Бразилии – 86 %, Австралии – 89 %. В Казахстане доля городского населения составляет 57%.
Тем не менее, в случае Казахстана, когда города зачастую не могут «справиться» с огромным числом переселенцев, она напротив, иногда сопровождается негативными процессами. И не только потому, что в связи нерешенностью социально-экономических проблем внутренних мигрантов способствует росту социальной напряженности в городах, но и потому, что незаселёнными остаются огромные территории страны, в частности на Севере и Востоке страны", — говорится в сообщении.
"Тем не менее, если смотреть на перемещение сельского населения в города и крупные областные центры республики и в целом на урбанизацию как на неизбежный процесс, то для Казахстана оптимален опыт США и стран Западной Европы. В них на государственном уровне были приняты программы по урбанизации, предусматривающие комплекс мер по переселению, созданию новых производств и рабочих мест, учтены планомерное и системное обучение и переквалификация сельских мигрантов в условиях города.
Именно они – внутренние мигранты – переехав на новое место, испытывают наиболее интенсивные изменения своего положения по отношению к прежней системе социальных отношений. Эти изменения обусловлены внешними обстоятельствами, а маргинальная ситуация – неизбежная и объективная реальность. Для мигрантов характерна неопределенность их положения. Оказавшись исключенными из «социального контекста», из социальных сетей, они оторваны от поддержки и помощи, в которых нуждаются. Они зачастую не могут ни участвовать в общепринятых видах деятельности, ни поддержать или позаботиться о себе способами, принятыми в этом обществе.
Казахстанские эксперты предлагают ряд мер, для снижения остроты проблемы. Тем не менее, значимость социокультурной интеграции внутренних мигрантов в городах чётко не обозначена и не определена в плане конкретных мер, плана действий власти, направленных на формирование стабильного социума, характерного для мегаполисов, городской культуры.
Данный аспект является значимым, поскольку способен нивелировать социальное напряжение, преодолеть ценностный разлом, который наиболее отчетливо проявлен в молодежной среде, где его крайними выражениями являются чрезмерный морализм с одной стороны, и распущенность с другой. При этом, речь не идет о полном устранении культурных различий между городским и сельским населением, что в условиях Казахстана невозможно даже по объективным причинам, а о взаимной адаптации, и обогащении культур.
Что могло бы на это оказать позитивное влияние? В первую очередь вписанность, включенность мигрантов в городские социальные сети, поскольку именно этим обуславливается успешность интеграции в общегородскую среду. На сегодняшний день в городах Казахстана актуальной задачей является создание, организация различных центров развития, досуга. В них отдельно должно быть предусмотрено содействие установлению и развитию социальных контактов внутренних мигрантов с целью оказать позитивное влияние социокультурной интеграции внутренних мигрантов в городах.
Конечно, чтобы не изобретать велосипед, оптимально предварительно провести фокус-групповые исследования среди тех, кто сменил место жительства, переехав из сёл в города сравнительно недавно, и выяснить, какие именно досуговые, развивающие центры были бы интересны и полезны для тех, кто пытается не только адаптироваться, но и далее интегрироваться в городской социум на новом месте жительства.
Отдельно стоит отметить, что чем выше уровень адаптации мигрантов к новым условиям жизни, тем значительнее экономическая и интеллектуальная отдача человеческих ресурсов для развития региона.
Поскольку культура, согласно известному определению – есть механизм адаптации человека к внешней природной и социальной среде", — закллючил эксперт.