Прямо, как в “Операции “Ы”: чем в советское время сельские опера отличались от городских - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Прямо, как в “Операции “Ы”: чем в советское время сельские опера отличались от городских

Прямо, как в “Операции “Ы”: чем в советское время сельские опера отличались от городских

Частенько приходится слышать мнения вроде: куда сельским операм до городских! И подготовка, мол, у них не та, да и кругозора не хватает!

  • 18 Июля 2018
  • 1369
Фото - Caravan.kz

А между тем именно те, кто начинал свою службу в сельской местности, могут дать сто очков вперед своим урбанизированным коллегам.

Об одном из таких случаев рассказывает капитан милиции в отставке Михаил Федорович Плетнев.

– Это дело нам пришлось распутывать в январе 1977 года, – вспоминает наш собеседник. – Я тогда служил в Приуральном районе Уральской области. Помню, стояли сильные морозы.

Магазин “обнесли” идиоты?

Под утро в отдел приковылял сторож местного магазина, старый Тлеккабыл. Он сообщил, что магазин обокрали.

– А ты сам-то где был? – задал резонный вопрос оперативный дежурный Морозов.

– Меня директор к внучке отпустил, она болеет, – ответил сторож. – Но я рано вернулся. Смотрю, а окно разбито!

Старший лейтенант Морозов тут же поднял по тревоге опергруппу во главе со следователем Иваном Железновым.

В ее состав вошел и наш собеседник, тогда еще молодой лейтенант Михаил Плетнев.

Когда Железнов приступил к осмотру, на место преступления прибежал запыхавшийся директор магазина Эдуард Амбарцумян.

– Это все ты виноват! – с ходу накинулся он на сторожа. – Куда смотрел?!

– Так вы же сами меня отпустили к внучке? – начал удивленно оправдываться старик. Это деньги моего брата, которые он заработал честно — Темирхан Досмухамбетов о нашумевшем ограблении

– Я тебя никуда не отпускал! – заорал в ответ директор.

– Тихо! – оборвал его следователь. – Хватит кричать! Никуда не отлучайтесь, после осмотра я вас допрошу. Да, пригласите, пожалуйста, остальных сотрудников магазина, – попросил он расстроенного сторожа. Тот, кивнув, ушел.

Прежде чем войти внутрь, Железнов медленно обошел здание, внимательно разглядывая следы на снегу. Плетнев шел за ним.

– Нечего тут за мной ходить! – обернулся к зеленому оперу Железнов. – Иди, лучше местных жителей опроси. Может, кто-то что-нибудь видел?

– Понял! – ответил Плетнев. Уходя по заданию, он бросил напоследок:

– Товарищ следователь, там, на окошке, пальчики кто-то оставил…

Осмотрев окно магазина, Железнов действительно обнаружил там следы пальцев.

Криминалист аккуратно их снял.

От Плетнева не укрылась нервозность директора Амбарцумяна и его заместителя Павла Григорьева. Они раньше всех пришли к магазину и хотели даже войти, но милиционеры, стоявшие в оцеплении, их не пустили.

Директор и его зам вели себя странно. Оба суетились, пытались заговорить то с одним, то с другим сотрудником милиции и заискивающе улыбались.

Во время осмотра были найдены следы обуви на крыше магазина. Возможно, воры проникли внутрь через чердак.

После осмотра тамбура, торгового зала, конторки и складского помещения стало ясно: воры забрались в магазин через чердак, а вышли, разбив окно.

– Точно так все и было! – громко подтвердил кто-то сзади. Оказывается, это был заместитель директора Григорьев. – По ящикам они влезли на крышу, с крыши на чердак, с чердака в магазин, а из магазина на улицу! – затараторил он.

– Можно подумать, что это вы сами все проделали, – пошутил Железнов. – Так складно рассказываете! – И вдруг увидел, что Григорьев побледнел.

– Ух ты! Да они здесь все перевернули! – прозвучало с порога. Это вернувшийся с подворного обхода оперативник Плетнев не смог сдержать удивления. Действительно, в магазине царил хаос.

Злоумышленники скинули с полок буквально всё, что там лежало: одеколон, духи, пуговицы, бюстгальтеры, постельное белье, мыло…

Всё это валялось на полу вперемешку с детскими горшками и ведрами.

– Да, напоминает склад из фильма “Операция Ы”, помнишь? – вопросительно взглянул на Плетнева следователь.

– Да, точно! – откликнулся тот. – Впервые вижу таких придурков! Ворам ведь что надо? Тише влезть, побольше взять и побыстрее смыться! А тут!.. – оперативник лишь развел руками.

При этом он обратил внимание на тоскливое выражение, появившееся на лицах директора и его зама.

Железобетонная улика

– Товарищ следователь! – обратился вдруг к Железнову Амбарцумян. – Проверьте, пожалуйста, под прилавком. Там под бумагами должна быть коробка с деньгами. С вечерней выручкой, около тысячи рублей

– Тысяча за день?! – искренне удивился приглашенный на осмотр представитель райпотребсоюза главный бухгалтер Мажитов. – Чем же это, позволь спросить, ты так расторговался? У тебя и товара сейчас такого нет, чтобы из рук рвали. Что-то ты напутал.

– Я не напутал, это ты все путаешь, – запетушился Амбарцумян.

Коробку, о которой он упоминал, нашли. Но никакой тысячи там не оказалось. Она была пуста.

– Почему выручку в госбанк не сдал? – набросился на Амбарцумяна главбух райпотребсоюза. – Инкассатор не приехал, а сами нести деньги побоялись, – ответил тот. – Понимаю, халатность, готов идти под суд…

На чердак первыми забрались следователь и оперативник Плетнев.

– И когда я подошел к слуховому окну, то даже не поверил своим глазам! – продолжает наш собеседник. – Вот она, железобетонная улика: окно чердака было затянуто толстой и густой паутиной!

– Товарищ следователь, взгляните, – обратился опер к Железнову.

Тому было достаточно всего одного взгляда, чтобы все понять.

– Амбарцумян, Григорьев, поднимитесь к нам на чердак! – пригласил обоих следователь.

– Не поможете ли вы мне понять, товарищ директор, как можно с крыши пролезть через это оконце на чердак, не порвав вот эту паутину? – спросил Железнов.

Ответом ему была гробовая тишина.

– Наверное, в темноте не заметили, да? – подсказал Плетнев.

– Да… – пробормотал побелевший как мел Амбарцумян. – Когда Григорьев полез на крышу…

– Врешь! – по-поросячьи взвизгнул его заместитель. – Никуда я не лазил! Странная кража: алматинец инициировал ограбление и поджег квартиру, чтобы не делиться имуществом при разводе с женой

На обоих немедленно надели наручники и увезли в отдел, на допрос.

Запирались они недолго, вскоре картина преступления была полностью восстановлена.

Как выяснилось, на имитацию кражи Амбарцумяна и Григорьева толкнула неумолимо приближавшаяся годовая ревизия

План был неплох, но подвело исполнение

Два вечера, отправив продавцов по домам, директор и его заместитель занимались в магазине учетом. Просмотрели приходные и расходные документы, кассовую книгу, ведомости, вспомнили все свои махинации, сопоставили документальные данные с товаром, пересчитанным продавцами, и пришли к печальному выводу: не хватает около 2,5 тысячи рублей!

И, кажется, товары из магазина крали небольшими партиями, из кассы крупных сумм тоже не брали, а вот, набежало!

В панику, конечно Амбарцумян с Григорьевым не впадали. Опытные коммерческие “жучки” принялись деловито искать выход из сложившейся непростой ситуации.

– Положение наше почти безвыходное, – сказал Амбарцумян Григорьеву. – Если ревизия нагрянет в ближайшие две недели – можешь сухари сушить.

– Неужели выхода не найдем? – с тревогой взглянул тот на шефа.

– Уже нашел! – картинно выдержав паузу, ответил директор. – Но человека надежного надо найти. Он проникнет в магазин, устроит там бардак, а мы всю недостачу на кражу спишем. И с запасом, конечно! У нас с тобой двух с половиной тысяч не хватает, а мы спишем четыре! Для резерва, а милиция пусть побегает, поищет воров…

– Действительно, всё как по нотам, – кивнул заместитель. – Но где же человека-то такого найдешь? Сдаст он нас, как пить дать сдаст! Или шантажировать начнет. Тогда придется нам с тобой на него работать!

– Всё может быть, – согласился Амбарцумян. – Тогда, выходит, нам самим лезть, что ли?

– Выходит, что так, – развел руками Григорьев. И предложил: – А давай завтра?!

– А давай! – согласился Амбарцумян.

– Только вот сторожа нашего куда-то сплавить надо, – вспомнил Григорьев.

Конечно, обо всех этих наполеоновских планах своего начальства старый Тлеккабыл даже не подозревал. Ему было не до того.

Дело в том, что накануне сосед дочери, которая проживала в соседнем поселке, привез от нее записку: заболела маленькая внучка Рысты. Поэтому сторож надеялся отпроситься утром у Амбарцумяна и проведать малышку. Громкое дело об ограблении автобазы в Уральской области: как это было

И трудно сказать, кто больше обрадовался, когда Тлеккабыл подошел со своей просьбой к директору: он сам или Амбарцумян. Свидетелем их разговора стали двое продавщиц. Поэтому все возможные попытки директора переложить вину на сторожа оказались бы бесполезными.

Зато продавцы видели, как днем, накануне “кражи”, Амбарцумян и Григорьев то и дело о чем-то шептались по углам и вообще вели себя довольно подозрительно.

Около девяти часов вечера к директору пришел его зам, и оба пошли в клуб. Там купили билеты на последний сеанс, но вместо того, чтобы смотреть фильм, отправились к магазину. Там Григорьев по ящикам залез на крышу и, оставив на толстом слое снега цепочку следов, пробрался к слуховому окну. Но внутрь не полез, так как не хотел замарать новое пальто.

Дверь магазина открыли родным ключом и, войдя внутрь, взломали дверь из тамбура в торговый зал заранее припасенным ломиком. Сорвав замок с люка, ведущего на чердак, разбили и крышку самого люка.

Чтобы выглядело все так, будто воры пришли с чердака. Устроив в магазине полный кавардак, они отогнули оконную решетку и, разбив стекло, вылезли наружу.

Заперев дверь на замок, Амбарцумян опечатал магазин своей пломбой. Затем оба, испуганно озираясь, скрылись в ночи…

Все свои действия, шаг за шагом они позже подробно описали на допросе. Однако, если бы не внимательность и смекалка молодого оперативника, то преступление вполне могло бы сойти им с рук…

Суд приговорил директора к 7 годам лишения свободы, а его заместитель отправился за решетку на 6 лет.

Имена и фамилии действующих лиц изменены по этическим соображениям.