Пытались нащупать пути выживания, об этом пишет сайт "Новая газета".
Очевидно: копродукция с западными странами еще как-то существует. Но постсоветские республики разъединились, связи разрушены. Сотрудничество сведено к критическому минимуму. Чем живут наши бывшие братья и сестры не ведаем. Выросло уже два поколения зрителей, которые не видели ни одного казахского, молдавского, киргизского фильма. Если из России отдельные фильмы доходят до экранов в соседних государствах, то другим странам пробиться в кинотеатры стран соседей — трудно.Рашид Нугманов: Позвольте кинематографу выжить
В фестивальной программе «Кино стран СНГ» — 20 фильмов из постсоветских республик.
Главная идея дискуссии — хорошо бы наладить сотрудничество. Главный вопрос – как?
Говорили о совместном производстве, без которого сегодня кинематографу разобщенных стран выживать трудно. Не случайно Европа сформировала целую систему институций, фондов, которые связывают в единый узел кино разных государств.
Режиссер Давид Сафарян свое выступление посвятил кино Армении. Главная беда и боль — внутренняя разобщенность. Нет общей структуры, есть отдельные режиссеры. Барахтаются, выживают, как могут. Он очень надеется, что его новая картина будет сниматься с участием Грузии, Франции, Ирана.
Продюсер Серджиу Куматренко из Молдавии рассказал, как зарабатывали деньги на их кино. Делали рекламу, а заработанные средства вкладывали в кинопроизводство. Два года назад в республике создали Фонд кино, начали скромно финансировать производство. Самая большая сумма из вложений — 60 тысяч евро. В основном средства ищут на стороне. С завистью смотрят на Европу, которая в области кинематографа уже создала единое пространство. Хотелось бы этот опыт освоить, развивать.
Молдавский актер и режиссер Игорь Кисто уточнил: его дебютная картина «Последний день мая» снята почти без денег. Актеры играли бесплатно, жили в частном крестьянском доме. Аппаратуру доставали окольными путями. По существу, деньги были только на бензин.
Правительство Молдавии, по его мнению, не понимает значимости кино как искусства. Поэтому кинематограф переведен на самообеспечение.
При этом у молдавского кино практически нет зрителя, даже у коммерческого. В городах закрывают кинотеатры, в одном сделали суши-бар, в другом – игровые автоматы. Осталось два кинотеатра в Кишиневе в торговых центрах. Всего в стране — 11 экранов. Даже на коммерческих показах в кинозалах – по паре десятков человек. Встает вопрос: «А вообще наше кино кому-нибудь нужно?»
Впрочем, неверно говорить что это проблема исключительно Молдавии. Авторское кино во всем мире заметно теряет зрителя. Это глобальная проблема, в основе которой множество причин. И решать ее можно только сообща.
Режиссер Шарипа Уразбаева рассказала, что Казахстан не проявляет интереса к копродукции, во всяком случае, в авторском кино. Последний фильм Веры Глаголевой «Не чужие» задумывался как совместное производство, в том числе с Казахстаном, но в республике нашли только частных инвесторов. Нет здесь до сих пор закона о кино. Каждый год в правительстве дают обещание его опубликовать (в этот момент едва ли все участники закивали — аналогичная ситуация и других государствах). Обещание остается обещанием. Государственные средства в Казахстане в основном направлены на фильмы — жизнеописания долгой и яркой президентской судьбы. Поощряются проекты про детство, юность и зрелость президента.
Один из самых ярких авторских фильмов, созданных в республике — «Ласковое безразличие мира» Адильхана Ержанова — был приглашен в программы престижнейших кинофорумов. Снят на деньги частного инвестора. В Казахстане его не показывают — талантливый режиссер не отличается комплиментарностью своих социальных высказываний. Даже если это картины о любви, он не привык к лакировке действительности. Даже про участие фильма в Каннской программе – на родине режиссера скромно умалчивали (аналогичная ситуация была в России с фильмом Кирилла Серебренникова «Лето», снятого на деньги инвесторов и представлявшего Россию в основном конкурсе Каннского кинофестиваля).
Продюсер Чолпон Идрисова рассказала, что у них в Киргизии закон о кино был принят. И мало что изменилось. В стране прокат работает, но авторское кино практически не показывают. Нет ни копродукции, ни дистрибуции. Зато широкое распространение получило производство низкобюджетного коммерческого самодеятельного кино — в основном, комедий (в России период бума кооперативного кино был в 90-ые). Их снимают повсеместно, более 100 картин в год. И зритель это доморощенное кино смотрит.
Среди редких исключений фильм «Кентавр» Актана Арыма Кубата, показанный в Панораме «Берлинале». Про киномеханика из села, решившего спасти человечество и киргизский народ. Ради этого он готов превратиться в всадника, скачущего ночи напролет с молитвой на устах. Первый мюзикл в истории киргизского кино «Песня древа» государство также не поддержало.
Руководитель Киноцентр Армении Сусанна Шушани называла цифры. Госбюджет страны на кино — полмиллиона долларов на год. И каждый год сумма становится все меньше. В этом году финансирование снизилось на семь процентов. Конкуренция между режиссерами огромная. Ввели конкурсную основу в предоставлении финансирования проектов. Совместное кино делается, но в минимальных количествах. За последние два года — три проекта.
Но в стране новое руководство, новый президент. Кинематографисты надеются на то, что там наверху вспомнят о значении кино.
Киновед Сурен Асмикян вспомнил, что маленькие киноаттракционы более ста лет назад превратились в кинематограф благодаря бизнесу.
Но сегодня именно бизнес угрожает жизни кино. Кино как искусство поставлено под сомнение. И остановить этот процесс очень сложно.
Больше всего шансов на выживание, по его мнению, у короткометражного кино и сериалов.
Говорили о межгосударственном сотрудничестве, обмене фильмами, творческими группами.
Режиссер Рашид Маликов грустил, что узбекское кино для других республик превратилось в совершенную Терра Инкогнита. В Узбекистане сохранилось со времен СССР Госкино. Даже в самые нищие годы здесь снимали по три-четыре фильма в год. Но с отъездом в Россию режиссера и директора студии Юсупа Разыкова культурная деградация в области кинематографа стала очевидной. К тому же все кинотеатры отданы в частные руки, многие превратились в развлекательные центры. С прокатом — катастрофа. Недавно появилась группа молодых энтузиастов, создали Центр развития кинематографии. Вся надежда на них.
Киновед Кирилл Разлогов говорил о системе клубного проката, которую следует восстановить на всем постсоветском пространстве. И билеты на подобные сеансы должны быть очень дешевыми.
А мне кажется, и я сказала об этом на дискуссии, один из способов восстановить разрушенные связи — создать общую платформу в Сети. На этом ресурсе могла бы появляться информация о будущих проектах, сформироваться база данных о режиссерах, актерах, операторах. Здесь можно было бы проводить конкурсы сценариев. Проходить открытые защиты проектов. Надо продолжать искать общее творческое пространств. Пусть даже в виртуальном мире.