Хотя я бы не спешил радоваться тому, что взяточников среди служителей социальной сферы стало меньше, просто укрывать госслужащих от ответственности за коррупционные правонарушения, видимо, стало не с руки, что и показало недавнее заседание Республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП “Нур Отан”, посвященное ситуации в Прикаспийском регионе.
Своих не сдают
Но традицию не сдавать своих так просто не изжить. Первый заместитель акима области Б. ДАУКЕНОВ, которому выпал жребий защищать коллег-земляков, поначалу даже возмущался выводами комиссии, которая во главе с депутатом Айгуль СОЛОВЬЕВОЙ проверяла Атыраускую область, – по его словам, если поверить справке, то в области создана чуть ли не организованная преступная группа! Но дело в том, что на бумаге так и написано: “В основных отраслях жизнедеятельности области распространены коррупционные схемы, государству причиняется колоссальный ущерб в результате хищений и других злоупотреблений”. По данным финпола, только в прошлом году в топливно-энергетическом комплексе преступники нанесли ущерб государству на 269 миллионов тенге, в образовании – на 155 миллионов, в строительстве и ЖКХ – на 114 миллионов, в банковской сфере – на 104 миллиона; в результате “выполнения” местными органами власти государственной программы “Питьевая вода” ущерб составил 84 миллиона тенге… Некоторым сидельцам, осужденным за преступные махинации, такие деньги и не снились!
До народа деньги не доходят
О том, что в нефтяном краю бюджетных тенге особенно не считают, говорит хотя бы тот факт, что в областном центре, где проживают 250 тысяч человек, построено пять мостов (шестой рухнул), тогда как в столице (свыше 700 тысяч жителей) их только четыре. Или другой пример – строительство по государственной программе микрорайона коттеджей “Шугыла” в Махамбетском районе, на которое затрачен миллиард тенге. Коттеджи возведены с нарушением строительных норм, так что вселяться в них мало кто рискнет.
“Это отбивка бюджетных денег, – заявил председатель общественного совета Оралбай АБДЫКАРИМОВ. – Почему бы вместо этого не создать условия для людей?”
В подтверждение этих слов на телеэкране, где представлялись видеоматериалы о реальном положении дел в области, расплакался ветеран войны Аккойши БОКАНОВ. В райвоенкомате я узнал, что в составе 274-го стрелкового полка он участвовал в Сталинградской битве, освобождал Беларусь, награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями. После войны трудился электриком, вырастил детей. После заседания я позвонил этому заслуженному человеку. Трубку поднял его внук. Еркебулан рассказал, что ветеран уже несколько месяцев не встает с постели, и неизвестно, сможет ли он нормально встретить юбилеи – свое 90-летие и 65-летие Великой Победы, пришедшиеся на один день – 9 мая. Да, говорит внук, они смотрели по телевизору, что Президент Нурсултан Назарбаев говорил о внимании к ветеранам войны и заботе о них. Однако до их аула Кошкар в Макатском районе, признанного чиновниками бесперспективным, они не дошли. Аксакал не может получить нормальную медицинскую помощь, потому что “скорая” приезжает по вызову только через три часа, а может и вовсе не приехать, если бензина нет.
Казахстан выделил свыше 5,8 миллиарда тенге для ветеранов войны в этом году, Президент дал указание торжественно вручить 65 тысяч тенге каждому фронтовику, оказывать необходимую медицинскую помощь старикам. Но дойдет ли помощь до ветерана Боканова из Макатского района?
И это в регионе, снабжающем нефтью все части света, в регионе, где есть свой НПЗ, где куча народу стрижет купоны с прибыльного бизнеса, где по определению не должно быть бесперспективных аулов и ненужных стариков! Не должно быть, но они есть. Потому что, об этом говорил и Президент Н.А. Назарбаев на заседании политсовета партии, 40 тысяч звонков от казахстанцев во время “прямой линии” – недоработка руководителей областей, хотелось бы добавить – преступное равнодушие тех, кто должен работать на людей, иных дел у них быть не должно.
Кстати, на заседании совета по борьбе с коррупцией представителя Атырауского областного акимата попросили все же помочь ветерану. Но, как показал звонок в Кошкар спустя пять дней, никто так и не поинтересовался делами пожилого человека. Наверное, обиделись – вынес аксакал сор из избы, расплакался на всю страну.
Неудобные вопросы портят статистику
Коррупция любит тишину. Кто-нибудь из жителей Атырау слышал, что в прошлом году из 116 преступлений 97 совершены госслужащими? Все шито-крыто, а значит, общественного эффекта от привлечения взяточников к ответственности не наступает. Чиновники научились с минимальными для себя издержками пропускать мимо ушей как выводы общественных комиссий, так и выступления прессы. Кстати, эта тема тоже прозвучала на заседании общественного совета по борьбе с коррупцией. Закон о СМИ в нашей стране работает односторонне. По отношению к газетам принимаются карательные меры – тиражи изымаются даже без решения суда, а вот на справедливые выступления журналистов ответа не дождешься – ни от исполнительных структур, ни от прокуроров, ни от органов юстиции.
Журналисты Атырау рассказывают, что в тот день, когда заседал общественный совет, в области проходил очередной отчет акима Бергея РЫСКАЛИЕВА. Возле культурного комплекса “Атырау” дежурила полиция, гостей пропускали в зал только по спискам. А обычных граждан от входа отгоняли. “На вопрос, почему идет воспрепятствование законной деятельности СМИ, и на просьбу назвать свои имена и должности чиновники не отозвались. А один из них – начальник отдела департамента внутренней политики Атырауской области Оразбек КАСЫМОВ – на попытку сфотографировать происходящее предложил дать свой автограф”, – передает один из местных репортеров.
Не нужны акимам неудобные вопросы, как не нужны им неудобные граждане, которые своей бесперспективностью портят красивую статистику и настроение. А там хоть трава не расти.
Адил ИБРАЕВ