Прежде чем рассказать вам, в чем там дело, отдадим дань уважения тем читателям, которым неизвестен предмет обсуждения. Итак, в конце прошлого года нам стало известно, что некоей группой авторов по заданию правительства подготовлены поправки в законы, касающиеся сферы ЖКХ, тогда же нам удалось получить документ, в котором они были подробно все прописаны.
Основной удар, как вы понимаете, пришелся на Закон “О жилищных отношениях”.
Перечислить все изменения, уготованные реформаторами собственникам, сейчас нет никакой возможности, но пару основных назовем. Во-первых, решено ликвидировать все КСК, а вместо них создать ОСИ (объединения собственников имущества) по принципу “один дом – один банковский счет – одно объединение”. Во-вторых, накопления на капитальный ремонт решено перечислять не на счет КСК (ОСИ), а в некий Единый фонд, причем в ставшем известном варианте поправок деятельность его была не прописана и выглядела весьма туманно. Со всеми остальными революционными идеями вы можете ознакомиться в материалах раздела “Вся власть хозяину” на нашем сайте caravan.kz, мы же сейчас остановимся на тех, которые не понравились не только нам, но и Администрации Президента.
Чувствительная сфера
Нужно сказать, что после наших статей, а также критических замечаний заинтересованных ведомств, входящих в рабочую группу, поправки в законы были переработаны, и на стол в администрацию лег вариант, широкой публике, а также нам неизвестный. Поэтому будем отталкиваться от первоначального и заодно раскрывать вам те инициативы, о которых ранее революционеры умолчали.
Не знаю, кто именно и на какой стадии захотел повесить на собственников дополнительные ежемесячные платежи, цитируем по документу из Администрации Президента: “Вместо понятия “расход на содержание общего имущества объекта кондоминиума” вводятся “эксплуатационные расходы на содержание общего имущества многоквартирного жилого дома”.
При этом новое понятие помимо действующих обязательных затрат на эксплуатацию и текущий ремонт общего имущества объекта кондоминиума, содержание земельного участка, оплату жилищно-коммунальных услуг, потребленных на содержание общего имущества объекта кондоминиума, дополнительно предусматривает обязательные затраты на обеспечение безопасности общего имущества многоквартирного жилого дома и на дополнительные услуги повышенной комфортности, установленные решением общего собрания и возмещаемые ежемесячными обязательными платежами собственников квартир и нежилых помещений. Однако полагаем, что обязательные затраты на эксплуатацию и текущий ремонт общего имущества должны состоять из минимально необходимых затрат на эксплуатацию и текущий ремонт объекта кондоминиума, его содержание и оплату коммунальных услуг, потребленных на содержание общего имущества. В связи с чем включение в эксплуатационные расходы обязательных затрат на услуги повышенной комфортности требует дополнительной проработки.
Кроме того, требует уточнения понятие “обязательные затраты на обеспечение безопасности общего имущества многоквартирного жилого дома”, так как из редакции законопроекта непонятно, на какие именно цели обеспечения безопасности направлены эти расходы”.
Я неслучайно привела весь текст по норме расходов, потому что здесь ни убавить ни прибавить: захотели взять с собственников побольше денег – получили щелчок по носу. Посмотрим, как будут выкручиваться…
Идем дальше. Не увидели мы в документе упоминания о Едином фонде, куда бы собственники перечисляли ежемесячные накопления. Вот как это виделось ранее революционерам: “статья 10-7. Фонд накопления средств на проведение капитального ремонта (далее – фонд) – совокупность накопительных сберегательных счетов для ремонта общего имущества, открываемых в порядке, установленном настоящим законом, на которых производится аккумулирование взносов на проведение капитального ремонта, ведение систематического учета накоплений индивидуально по каждой квартире и нежилому помещению, а также осуществление оплаты услуг субъектов строительной деятельности, осуществляющих капитальный ремонт объектов кондоминиума в объемах и на условиях, предусмотренных настоящим законом и договором о капитальном ремонте”.
Больше об этом фонде ни гугу, ни в одной статье, а вот в пояснении кое-что было написано: “Наиболее оптимальным вариантом представляется создание через ЕИС ЖФ и ЖКХ специального накопительного фонда, куда предусмотренные действующим законодательством отчисления будут поступать на индивидуальные счета, открытые на каждое помещение (квартиру). И даже в случае изменения собственника данный накопительный счет будет сохраняться за данным помещением, и накопленные средства будут расходоваться только на цели капитального ремонта”.
Повторюсь, что ни один из этих механизмов прописан в поправках не был, и каким образом и кто мог в будущем догадаться, как этим пользоваться, также непонятно.
Как и непонятно сейчас, оставили эту революционную идею в администрации или нет. Относительно накоплений на капитальный ремонт в документе мы находим только такой текст: “В статье 33-1 закона предлагается установить, что для накопления средств для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома собственники квартир и нежилых помещений обязаны ежемесячно перечислять на сберегательный счет объединения собственников имущества или простого товарищества, открытый в одном из жилищных строительных сберегательных банков на сумму в размере 0,02-кратного МРП за каждый квадратный метр полезной площади принадлежащей ему квартиры или нежилого помещения.
Данная редакция предполагает перечисление денег по вышеназванным вопросам на банковский счет, открытый в жилищном строительном сберегательном банке.
Такое положение ущемляет права граждан на открытие таких счетов в других банках, а также право других банков на открытие таких счетов у них. В связи с чем поправки требуют уточнения”. Подобное радение о праве собственников решать, в каком банке открыть сберегательный счет, выглядит очень трогательно, но их больше бы порадовало здравомыслие чиновников.
Как уже писалось не однажды, размер ежемесячного сбора, равный 0,02 от МРП, слишком велик и не по карману собственникам, проживающим не только в регионах, но и обеих столицах. Не заставляйте людей саботировать нормы закона, установите реальный для казахстанской семьи платеж, и все вам скажут спасибо.
Тем более что реформаторы впервые решили наказывать собственников за всё на свете.
Смотрите сами, приводим еще дну цитату из документа Администрации Президента: “Законопроектом статья 320 Кодекса об административных правонарушениях дополняется новым составом правонарушения в виде невыполнения собственником квартиры или нежилого помещения, обслуживающими организациями обязанностей, предусмотренных правилами содержания общего имущества многоквартирного жилого дома. При этом названные правила утверждаются министерством по инвестициям и развитию. Вместе с тем указание в составе административного деяния на общее нарушение лицом тех или иных правил деятельности является неверным. Полагаем, что в данном случае следует устанавливать четкие нормы, несоблюдение которых признается противоправным деянием, за которое наступает административная ответственность. В этой связи предлагаемый состав необходимо конкретизировать”.
Да, хотелось бы знать, за что и сколько конкретно. Добавлю также, что ничего такого в первоначальном варианте не предусматривалось, и для нас подобная революционная блажь большая неожиданность.
Обратили внимание наверху и на те нормы, которые вызвали у нас, мягко говоря, непонимание. В частности, о сроках и форме извещения собственников о дате, месте проведения и повестке общего собрания. Сейчас необходимо оповещать всех за десять дней. Реформаторы в этом вопросе сильно метались: в каких-то случаях они указали срок два дня, в каких-то – пять. Причем предлагали они это делать своеобразно, путем размещения информации на сайте акимата или в Единой информационной системе жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства (ЕИС ЖФ и ЖКХ).
В администрации ребят поправили, предложили вернуться к десяти дням и вернуться к традиционным формам извещения тех, кто не овладел современными технологиями.
Из важного для собственников сообщения хотим остановиться еще на двух поправках.
Разработчики предложили разрешить входить в квартиру в случае аварии или чрезвычайной ситуации без согласия собственника в его отсутствие, известив его по мобильной связи.
Вот как на это отреагировали сверху: “…установление такого доступа в квартиру (нежилое помещение) с уведомлением через мобильные средства связи требует регламентации механизма извещения собственника квартиры (нежилого помещения), подтверждающего получение им извещения, а также самого доступа (вход, проведение работ, участие участкового инспектора, понятых и другие вопросы)”.
И совсем коротко – о намерении реформаторов наделить правом создания ОСИ всего двух собственников.
Здесь реакция была также негативной, в администрации посчитали недопустимым решать глобальные вопросы столь малым числом и предложили авторам еще раз подумать, как это сделать разумно. О других, ставших нам известными, предложениях и ответах на них сегодня рассказать мы уже не поспеваем, газета не резиновая, в следующем номере возвращаемся к этой теме вновь, заодно узнаем, сколько каждый собственник будет платить за право пользоваться современным “гаджетом” под названием ЕИС ЖФ ЖКХ, и за что еще им (и нам) придется платить.