Менингит-2018: Ужасный сон или реальность - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Менингит-2018: Ужасный сон или реальность

Менингит-2018: Ужасный сон или реальность

Весна этого года надолго запомнится казахстанцам. 13 человек погибли от менингита, возникли небывалая доселе паника и ажиотаж вокруг этой болезни. Сегодня постфактум многих волнует вопрос: кто же давал противоречащие медицинским нормам рекомендации по WhatsApp и откуда появилась информация о принадлежности голоса в одном из рассылаемых аудиороликов самому руководителю департамента охраны общественного здоровья Алматы?

  • 29 Июня 2018
  • 1648
Фото - Caravan.kz

Ответы дает главный государственный санитарный врач РК Жандарбек БЕКШИН.

– Я не считаю, что по поводу менингита у нас были ажиотаж или паника. Это нормальная реакция населения на информацию, вследствие которой граждане должны были активизироваться и вовремя обращаться к врачам для обследования и лечения.

Ведь основной причиной летальности как раз были чрезмерная успокоенность и позднее обращение пациентов за медицинской помощью.

Тем более что это происходило в середине мая, когда еще были распространены простуды, ОРЗ и ОРВИ, симптомы которых сходны с симптомами менингита.

С января 2018 года и по сей день (разговор состоялся 23 июня 2018 года. – Авт.) в стране зарегистрировано 63 подтвержденных случая заражения менингококковой инфекцией, в том числе 13 случаев гибели от нее, – рассказывает Жандарбек Бекшин. – Заболеваемость регистрировалась среди единичных, как мы их называем, спорадических случаев, не связанных между собой. Подобным образом она идет и во всем мире. К примеру, в соседней России за прошлый год было более 700 случаев, а за первый квартал этого года 257. Сейчас информ­агентства сообщают, например, о вспышке в Нидерландах.

А в случаях, о которых пишет “КАРАВАН”, информацию сейчас проверяют компетентные органы. "Я напугана до ужаса": алматинцев жутко взволновал менингит

Как разворачивались события

Напомним читателям, что “КАРАВАН” опубликовал несколько материалов, касающихся скандального ролика с “тревожным голосом женщины”, призывавшей казахстанцев принимать антибиотики против менингита самим и давать их детям с профилактической целью. Рекомендации “голоса” были опровергнуты медицинским сообществом, тем не менее они во многом послужили причиной паники в соцсетях.

В первой статье (“Кто раздувает панику вокруг менингита в Казахстане”, 8 июня) говорится, что в редакцию “КАРАВАНА” обратилась группа врачей, которые считают, что они узнали голос. По их словам, он похож на голос Айзат Молдагасимовой, директора департамента охраны общественного здоровья (ДООЗ) Алматы.

В другой статье (“Дело врачей: найдена женщина, предупреждавшая казахстанцев о вспышке менингита”, 21 июня) сообщалось, что начальник отдела экспертной деятельности филиала РГП “Национальный центр экспертизы” по Алматы Бахыт Кантарбаев обратился в Институт судебной экспертизы для проверки этого факта. И что экспертиза подтвердила его.

А в следующем материале (“Сколько стоит паника?”) на данных, предоставленных алматинским филиалом РГП “Национальный центр экспертизы”, был сделан вывод, что из-за возникшего ажиотажа с инфекцией организация израсходовала слишком много денег, и теперь ей требуется дополнительно примерно 29 миллионов тенге, чтобы дотянуть до конца года.

Так сколько же было голосов?

– Таких голосовых заявлений неизвестных лиц было три, – комментирует ситуацию Жандарбек Бекшин. – И, естественно, я отреагировал на них и просил не верить подобным домыслам. Призывал пользоваться только проверенной, официальной информацией министерства здравоохранения.

Ну а был ли среди них голос Молдагасимовой, мы, естественно, не знаем. Мы не имеем права полагаться на личные ощущения.

Должны полагаться только на официальные экспертные заключения уполномоченных органов в области голосовой экспертизы. Баклаборатория городской инфекционки Алматы работает без разрешения — источник

– Та экспертиза голоса, которую предоставил Бахыт Кантарбаев, недействительна или действительна?

– А кому он ее предоставил? Газете “КАРАВАН”?.. Комитету охраны общественного здоровья и министерству здравоохранения не предоставлял. Прокуратура передала это на расследование в ДВД. И сейчас там этим занимаются. А мы, естественно, в ход следствия вмешиваться не имеем права. Когда мы получим документы, тогда и будем принимать меры в правовом поле, в соответствии с законодательством. А Кантарбаев, если бы разбирался, то, конечно, должен был передать нам. Но почему-то он проявил вот такую личную инициативу.

– Кантарбаев в чьем подчинении?

– Он сотрудник алматинского филиала, который находится в подчинении Национального центра экспертизы КООЗ МЗ РК во главе с генеральным директором Балыкбаевым. Вот сейчас, естественно, он будет проводить служебное расследование, почему такое некомпетентное заявление появилось. И по другим вопросам. Например, по вопросам объявления следующей волны заболеваний. Это ведь тоже способствует распространению панических настроений.

Между тем это обязательные противоэпидемические мероприятия, направленные на скорейшее прекращение распространения инфекции, которые алматинский филиал экспертизы должен проводить независимо от того, есть вспышка и ажиотаж в СМИ и соцсетях или нет.

Они проводятся на системной основе и регламентированы правилами организации и проведения санитарно-противоэпидемических и санитарно-профилактических мероприятий по предупреждению инфекционных заболеваний, утвержденных, кстати, министром здравоохранения 27 марта текущего года за номером 126. Согласно этим правилам, лабораторные исследования на менингококковую инфекцию проводятся для: больных с подозрениями на болезнь; контактных; для людей, перенесших заболевание; с профилактической целью для людей в закрытых учреждениях, центрах психического здоровья, домах ребенка, школах-интернатах, в медико-социальных организациях, чтобы туда не было заноса инфекции.

Это их работа.

И говорить о том, что не хватает средств, абсолютно неправомерно, потому что еще до 1 июня филиал провел корректировку по ситуации и сделал заявку на дополнительное финансирование, в рамках которого им выделено 4 миллиона 300 тысяч тенге дополнительно.

Следующая такая корректировка, если организации не хватает средств, предстоит в ноябре. Так что никаких вопросов по финансированию тут нет. А то, что там сумму называют, – это на все виды инфекций, которые у нас регистрируются. Постоянно в мониторинге у нас 64 инфекции, не считая тех, которые еще могут быть завезены.

– Вы будете предпринимать какие-то меры по ситуации с “голосом” и по поводу сотрудников центра экспертизы?

– Есть законодательство, в соответствии с которым будем работать. Мы же работаем в правовом поле. А основная наша деятельность – врачебная, проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий. Это сейчас в приоритете.

Скандальными вопросами и жареными фактами будем заниматься после того, как локализуем инфекцию.

На сегодня все противоэпидемические меры нами приняты своевременно. И в первую очередь директором алматинского департамента общественного здоровья, поскольку ситуация началась с Алматы. Сейчас сотрудники комитета охраны общественного здоровья ездят в регионы, в сельские районы. Вот последний раз мы посетили 7 районов Алматинской области, где корректировали работу медицинских и санитарно-эпидемиологических служб. Сейчас таких всплесков, какой был зарегистрирован с 21 по 27 мая, когда по республике было выявлено сразу 15 случаев заражения менингококковой инфекцией, нет. Идет регистрация лишь единичных проявлений на спорадическом уровне – два-три в неделю.

– Их можно озвучить?

– Да. За прошедшую неделю, после практически двухнедельного молчания, было два случая. К сожалению, первый из них закончился летально. В Алакольском районе Алматинской области скоропостижно от менингита типа С погибла 16-летняя девушка. Вторая девочка заболела 21 июня, обратилась за медпомощью и сейчас находится на лечении. Динамика улучшения состояния положительная. Менингококковый назофарингит у нее пока под вопросом, поскольку еще не получены окончательные результаты лабораторных исследований.

У нас на всех уровнях работают штабы по организации, приему, сортировке и госпитализации больных.

Во всех многопрофильных больницах открыты блоки или отделения инфекционных больниц. Профессора медицинских университетов проехали по регионам и проконсультировали там врачей по методикам современной диагностики и лечения.

А некомпетентные лица не должны давать свою оценку проводимым противоэпидемическим мероприятиям. Это должны делать профессиональные врачи-эпидемиологи и лаборанты. Как уберечь ребенка от менингита и других инфекций

– Как вы оцениваете компетентность работников алматинского филиала центра экспертизы?

– 18 мая вследствие его низкой эффективности и абсолютного отсутствия выявляемости мы направили туда опытного руководителя из другого центра экспертизы. К тому же, когда шла заболеваемость, руководитель данного филиала ушел на больничный, и мы направили туда еще опытных, очень грамотных лаборантов из референтного центра города Астаны, которые сумели наладить там диагностику контактных и носителей, о которой этот алматинский филиал отчитывается, ставя ее себе в заслугу.

Но это заслуга как раз присланных туда руководителя и опытных людей из референтной лаборатории. С момента их прибытия, с 18 мая, и пошла диагностика.

Это правильная работа, потому что каждый контактный потенциально может послужить источником заражения других здоровых людей. На сегодня они выявили 18 носителей инфекции из числа контактных. ВОЗ оценила все мероприятия, которые мы проводим в Казахстане, как правильные.

Свою статистику заболеваемости мы ежедневно выкладываем на сайтах комитета и минздрава. Мы прозрачны в этом отношении. Потому всем пожелание: лучше обращайтесь к ответственным лицам и официальным органам.

АЛМАТЫ