В советское время городок на склонах Заилийского Алатау пытались превратить в центр машиностроения. Приезжим специалистам требовались нормальные бытовые условия, и к концу советской эпохи 67 процентов жилья 50-тысячного Талгара было подключено к центральному отоплению. В городе возвели несколько многоэтажных микрорайонов. Отапливала их, как это было принято в те времена, котельная местного экспериментального литейно-механического завода (ТЛМЗ). Потом завод приватизировали, платить за уголь и ремонт котлов стало некому. Систему центрального отопления заморозили.
А газ в Талгар пока не подвели.
– Если в семье детей нет, то топят электричеством, – объясняет нам Фарида, жительница многоэтажки на одной из центральных улиц. – В месяц выходит 10–15 тысяч тенге. Но в морозы температура в квартире выше 15–18 градусов не поднимается. А если в квартире есть дети или пожилые люди, то устанавливают буржуйки. Их делают тут же – на заводе, где раньше была котельная. Вон трубы торчат!
Отапливать жилье электричеством, естественно, официально запрещено. Но многие и сами боятся – сети и трансформаторы пришли в такое состояние, что даже от чайников пробки то и дело вылетают.
В паре сотен метров от акимата, в старой общаге на проспекте Суюнбая, проводка так прогнила, что в коридорах света нет вообще, да и в жилых комнатах то и дело что-то замыкает. Обшарпанное здание похоже на ежа – из каждого второго окна дымит труба.
– Нет, пожарные к нам не ездят, – говорит Косай, один из обитателей общаги. – Все равно ничего сделать не могут – газа нет, отопления нет, а нас выгнать – кто тут будет жить? Только бомжи…
Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ