Кто в ответе за базар? - Караван
  • $ 488.11
  • 530.09
+13 °C
Алматы
2024 Год
3 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Кто в ответе за базар?

Кто в ответе за базар?

По экспертным данным, на рынках и базарах в Казахстане занято свыше двух миллионов человек. И с каждым днем за прилавок становится все больше граждан, потерявших работу.

  • 18 Декабря 2009
  • 2100
Фото - Caravan.kz

Немудрено, что телефон “прямой линии” не смолкал, а наши эксперты – президент Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Казахстана Нурсадык АБИШЕВ и лидер профсоюза предприятий торговли и сферы услуг Жибек АЖИБАЕВА – только успевали давать советы, как спасти свое дело в сложное время.

НИ ПЕНСИЙ, НИ КРЕДИТОВ…

– Здравствуйте, меня зовут Бибинур, я работаю на рынке “Жетысу”. Хочу сказать, что все работники рынка – это социально незащищенные люди! Большинство торгующих – женщины пятидесяти лет. Скоро уже на пенсию, но нам ничего не светит. Почему никем не ставится этот вопрос? Ведь это судьбы тысяч людей!

Жибек АЖИБАЕВА:

– По пенсионному законодательству РК, каждый может открыть свой лицевой счет и делать отчисления на свое имя. Я могу посоветовать людям такой вариант. Как получить пенсию за те годы, которые они уже проработали? Надо решать это на уровне Министерства труда и социальной защиты населения. Ведь в течение 15 лет люди находились на рабочих местах. Но работали они на основе разового талона. Мы предлагали, чтобы в разовые талоны входили платежи, касающиеся пенсионных отчислений, но в Министерстве труда и социальной защиты населения заявили о том, что для них это неудобная форма. Из-за того, что чиновникам было неудобно, сегодня стало неудобно огромному числу казахстанцев, занятых в сфере торговли.

Нурсадык АБИШЕВ:

– Этот вопрос мы ставим уже давно, но пока безрезультатно. Задавали такой вопрос нашим министрам, которые должны вносить изменения в подзаконные акты. Сейчас говорят, что вопрос будет решен в 2011 году.

– Добрый день! Я – Алишер, работаю на рынке, у меня свой контейнер. Сейчас очень нуждаюсь в дополнительных средствах на бизнес. Раньше можно было брать кредит под залог того же контейнера, а сейчас обратился – не дают. Выходит, что мы, индивидуальные торгующие, не имеем возможности брать кредиты. Но как тогда развивать дело?

– Действительно, в связи с кризисом банки ужесточили требования по выдаче кредитов. Список объектов, которые не принимают в залог, значительно увеличился. Мы вышли с предложениями к правительству, провели переговоры с “Даму”. Вопрос стараемся решить. На сегодня же существует такой способ получения кредита, когда сами рынки поручаются за своих торгующих. Дается гарантийное письмо от рынка как юридического лица. Члены нашей ассоциации дают такие гарантии. Вопрос этот решить при желании можно. Обращайтесь к нам в ассоциацию.

– Я – Марианна, вопрос к Жибек Ажибаевой. У нас на базаре в основном женщины работают. Многие бы с удовольствием ушли в декрет. Всем работающим мамам у нас по закону положены пособия в размере 40 процентов от зарплаты. Но мы в категорию таких рабочих мам не попадаем. Как же быть? Из-за этого многие и не рожают…

– Вопрос очень важный, мы обязательно поднимем его в Министерстве труда и социальной защиты населения. Что могу посоветовать на сегодня: во-первых, надо взять в администрации рынка справку о том, что вы действительно работаете на рынке. Вы сами являетесь работником и работодателем в одном лице. Поэтому вам нужно стать, во-первых, индивидуальным предпринимателем, самой делать отчисления пенсионные, социальные… Это сложно, но пока другого выхода нет.

ЧТО ЗА ОБДИРАЛОВКА?

– Здравствуйте. Я – Антонова Людмила, хотела бы задать вопрос насчет правомерности оплаты рыночных услуг. Это настоящая обдираловка!

Я, например, за контейнер-восьми­тонник плачу 30 тысяч в месяц! Из них 15 тысяч – за аренду контейнера на рын­ке, 460 – так называемые “базарные”, 3 тысячи – за свет. А покупателей практически нет, прибыли нет.

Нурсадык Абишев:

– “Базарные”, как я понял, это разовый талон. Эти платежи утверждены акимом, они идут в местный бюджет. Что же касается платы за аренду, то она везде разная, устанавливают ее сами владельцы рынков. И здесь действуют как раз таки рыночные отношения. Другой момент, что не всегда плата эта соизмерима с реалиями. Сегодня продажи действительно упали, а вот стоимость аренды, как я знаю, снизили далеко не все владельцы рынков.

– Меня возмущает то, что я за четырехкомнатную квартиру плачу за свет тысячу в месяц, а на рынке – три тысячи!

– У вас должен быть договор с администрацией рынка, если вы сомневаетесь – поставьте счетчик себе, но в плату за свет, как правило, входит освещение не только вашего контейнера, но и территории рынка. Вы можете прояснить этот вопрос с администрацией.

– Да меня никто слушать не будет, просто выкинут и все…

– Понятно, что взаимоотношения с администрацией рынка – вопрос очень сложный. Люди пытаются решить свои проблемы в одиночку, у них не получается, и они опускают руки. Часто договор, который заключается между арендодателем и арендатором, представляет из себя сплошные “должен, должен”. Торговцы находятся в невыгодном положении. Нужно третье лицо, которое помогало бы решать проблемы, – это профсоюзные организации. В ходе переговорных процессов результат достигается. Опыт такой есть. Мы добивались снижения арендной платы на некоторых рынках города.

СКОЛЬКО СТОИТ БЕСПЛАТНОЕ?

– Меня зовут Анна Федоровна, я торговала на “бесплатных рядах”. Только название такое, а платили все равно. Что же это получается – обман на уровне акимата?

– Социальные ряды были раньше, существовало постановление, согласно которому 10 процентов торговых рядов рынков отводилось под социальную торговлю людям малообеспеченным, пенсионерам. Но все это было отменено. По Налоговому кодексу, все торгующие должны быть плательщиками, то есть разовый талон все равно оплачивать нужно. Поэтому совсем бесплатных мест сегодня быть не может даже на “социальных” рядах.

– Я – дачник, Потомашев Владимир, вырастил на своем участке картошку, но реализовать ее возможности нет. Где нам можно продать свой выращенный на грядках товар по доступным для населения ценам?

– В Алматы есть коммунальный рынок, где вы можете продавать свою продукцию. Находится он на улицах Ауэзова – Кабанбай батыра, располагается на муниципальной территории. Понятно, что сегодня его одного недостаточно, там всего около сотни мест. Мы обращались с просьбой о создании аналогичных коммунальных рынков в других районах. Но пока этот вопрос не решен.

КРИЗИС КОНЧИТСЯ – БАЗАРЫ СНЕСУТ?

– Майя Ахметовна вас беспокоит. Меня интересует, существует ли план сноса рынков? Дело в том, что я давно торгую на базаре, теперь собираюсь ставить основательный капитальный бутик. Но тревожит вопрос: сейчас я вложу все свои накопленные деньги, а завтра придут и снесут этот базар…

Нурсадык Абишев:

– Во-первых, надо уточнить, кто является владельцем земли, на которой расположен базар. Если эта земля в частной собственности, а торговец является арендатором, то должны быть оформлены договорные отношения, чтобы завтра избежать претензий к собственнику рынка. Если владелец рынка разрешает строить на земле капитальное сооружение, значит, он автоматически берет на себя обязательства и в случае сноса не выгонит людей просто так, без компенсации. Существуют утвержденные схемы рынка, где указаны все капитальные строения, постарайтесь ознакомиться с ними. При возведении капитального строения вам понадобятся разрешения СЭС, пожарных, ГАСКа… Всех служб.

Второй вопрос: даже если вы себя подстраховали таким образом, никто не гарантирует, что рынок не снесут когда-нибудь. Есть рынки, которые в первую очередь могут пойти под снос. Высвобождаемые земли нужны под расширение дорог, например. А есть рынки, которые простоят еще лет десять. Но какие рынки будут сноситься, никто точно не скажет ни вам, ни нам. До того как нагрянул кризис, у акимата были планы по сносу, но он их не раскрывал, а сейчас все планы приостановились. Но как только экономическая ситуация улучшится, разговоры о сносе могут снова пойти.

Алматы – ГОРОД БАЗАРОВ?

– Сколько у нас торгующих? Такое впечатление, что все ушли на базары. Существует ли точная статистика, сколько у нас людей стоит за прилавками?

Жибек Ажибаева:

– Те статистические данные, которые есть, не совсем достоверны, поэтому мы высчитываем приблизительное количество занятых на рынках и базарах, пользуясь разными источниками. Так, по данным Агентства по статистике – это 1 миллион 800 тысяч человек, а по нашим экспертным данным – это 2 миллиона 400 тысяч человек. Почти в два раза больше! Сейчас в связи с кризисом число торгующих действительно увеличилось, высвободившиеся руки из других сфер идут на базар в торговлю. Люди идут туда от безысходности.

– Иван Сергеевич меня зовут. Хотел бы свое возмущение высказать: у нас базары растут как грибы. На месте теплицы на Райымбека поставили рынок, на месте автовокзала “Саяхат” разбили базар. Предложение давно превышает спрос. Существуют ли какие-нибудь нормативы, сколько должно быть барахолок?

Жибек Ажибаева:

– На самом деле у нас недостаток торговых площадей. По Казахстану в среднем приходится 111,7 квадратных метров торговых площадей на одну тысячу человек. Этого мало. У нас в два раза меньше торговых мест, чем в России, и в четыре раза меньше, чем в Европе. Поэтому у нас процветает уличная стихийная торговля. Существуют конкретные нормативы, сколько на 1000 человек должно быть торговых площадей. К торговле относятся странно, до сих пор у нас в голове слово “спекулянт”. Надо менять подход. Торговлю надо развивать.

Александра МЫСКИНА, Тахир САСЫКОВ (фото)