Государственная поддержка сельчан – вопрос не просто крайне важный. Речь идет – ни много ни мало – о продовольственной безопасности страны. Вот почему правительства всех стран поддерживают своих крестьян.
Наше правительство тоже поддерживает. Разработана целая программа государственных субсидий и дотаций. Даже в этом году, несмотря на разразившийся кризис, выделены немалые средства для фермеров и крестьян. Однако на примере Южно-Казахстанской области можно увидеть, во что на местах превращаются благие намерения.
Только за последние два-три года “усилиями” южноказахстанских чиновников государственная программа сельхозсубсидирования оказалась, по сути, скомпрометирована. А миллионы бюджетных средств в лучшем случае не использованы, в худшем – либо растрачены впустую, либо разворованы.
Простота помогает воровству?
В 2007 году Минсельхоз объявил о значительном увеличении государственных субсидий для сельхозтоваропроизводителей. При этом была максимально упрощена вся процедура оформления госсубсидий. В каждом районе были созданы межведомственные комиссии, в которые входили сотрудники всех причастных ведомств, акиматов. Они должны были оперативно решать вопросы распределения субсидий среди крестьян и фермеров, а также осуществлять контроль за целевым и эффективным расходованием государственных средств. То есть было сделано все для того, чтобы сельчане вовремя и в полной мере получили необходимые им средства. И вырастили отличный урожай.
Но что вышло на деле? В начале 2009 года разразился скандал. Прокуратура Южно-Казахстанской области провела проверку законности распределения государственных средств в 2007–2008 годах. Итог проверки – возбуждение 19 уголовных дел по коррупционным признакам в отношении 11 чиновников различного уровня. Выяснилось, что миллионы тенге были выделены незаконно – где-то завышались размеры посевных площадей, где-то деньги давали тем, кто нарушал сроки сельхозработ.
Прокурорская проверка установила, что многие “фермеры” и “крестьяне”, получившие госсубсидии на развитие аграрного производства, вообще не занимались сельским трудом! Они лишь формально имели в своей собственности земельные участки сельскохозяйственного назначения.
Самое обидное, что многие сельчане, реально выращивающие урожай, так и не смогли получить причитающейся государственной помощи.
Наказание виновных… и невиновных
Прокурорская проверка вызвала большой резонанс в областном акимате.
Аскар МЫРЗАХМЕТОВ, в то время только занявший пост акима ЮКО, официально заявил, что положит конец беспределу.
Действительно, скандал с сельхозсубсидиями 2008 года закончился для чиновников весьма жестко. Количество уголовных дел выросло до 22. Судебные приговоры вынесены девяти госслужащим. Шестеро чиновников лишились своих кресел. Еще 24 человека получили административные и дисциплинарные взыскания.
Однако очередная прокурорская проверка итогов распределения и освоения сельхозсубсидий уже этого, 2009 года оптимизма опять-таки не прибавила.
Как сообщил прокурор ЮКО Берик КУЛТАСОВ, в этом году южноказахстанские крестьяне, и в частности производители плодово-ягодных культур и винограда, остались практически вообще без государственной поддержки.
– Почти половина из 344 хозяйств, занятых в производстве плодоовощной продукции и виноградарстве, не смогли получить положенные деньги. И это несмотря на наличие полного пакета документов и реально засеянных площадей, – рассказал прокурор. – А выплаты “счастливчикам”, кому все же достались сельхозсубсидии, едва достигли 25 процентов от положенной суммы.
Такая ситуация сложилась из-за грубых ошибок в планировании, допущенных областным департаментом сельского хозяйства, считают в прокуратуре ЮКО.
Так, в 2009 году, по данным областного управления сельского хозяйства, в Южно-Казахстанской области под плодовые культуры планировалось отвести примерно 535 гектаров земель. Эти данные были представлены в качестве заявки в Министерство сельского хозяйства РК, которое и выделяло средства для целевого субсидирования. Однако в действительности в ЮКО в этом году под плодово-ягодные культуры было использовано свыше двух с половиной тысяч гектаров земель. В результате выделенных денег на всех не хватило.
Более того, памятуя прошлогодние скандалы, чиновники на этот раз настолько забюрократизировали процесс оформления субсидий, что часть средств так и осталась неосвоенной.
Примечательно, что субсидировать виноградарство и плодово-ягодные культуры в Казахстане начали только с 2007 года. Тогда Минсельхоз заявил, что начинает пилотный четырехлетний проект субсидирования производителей плодово-ягодных культур и винограда в южных областях республики – Жамбылской, Южно-Казахстанской и Алматинской.
Вероятно, в Южно-Казахстанской области результаты эксперимента окажутся крайне неудовлетворительными, и, скорее всего, государственная поддержка в этих отраслях будет свернута.
Провал этой программы вряд ли можно поставить в вину крестьянам – они-то как раз старались как могли. То, что государственная поддержка так и не доходит до адресата, – целиком “заслуга“ чиновников.
Данил ШЕМРАТОВ, Южно-Казахстанская область