Несмотря на широко известную предприимчивость южан, в Южно-Казахстанской области почему-то никак не могут придумать по-настоящему значимые дела. Звание “прорывной проект”, кажется, готовы присвоить чему угодно.
Дело доходило до смешного. Например, в 2007 году тогдашний аким области Умирзак ШУКЕЕВ на совещании у Премьер-министра предложил в качестве прорывного проекта для Южно-Казахстанской области… реконструкцию ипподрома. И этот проект стоимостью в 100 миллионов долларов долго еще фигурировал во всяких официальных отчетах, пока о нем окончательно не забыли.
Каждый год – новые проекты
С тех пор что ни год, прорывными проектами в ЮКО объявляются новые стройки. А вспоминать о прежних планах и прошлогодних “прорывах”, видимо, считается у местных властей чем-то вроде отсталости от жизни.
Так, другой экс-аким Южно-Казахстанской области Нургали АШИМОВ накануне 2008 года в качестве прорывных проектов для ЮКО называл:
– строительство горно-обогатительного комбината по освоению Ирисуйского месторождения железомедных руд, общая стоимость оценивалась в 1,3 миллиарда долларов США;
– реконструкцию производства Шымкентского нефтеперерабатывающего завода стоимостью 450 миллионов долларов США, причем одной из главных задач реконструкции называлось увеличение выпуска так называемых “светлых” нефтепродуктов на 30 процентов;
– строительство новых цехов на АО “Химфарм” по производству медикаментов;
– запуск линии по изготовлению гофростенок, предназначенных для производства герметизированных масляных трансформаторов на Кентауском трансформаторном заводе;
– строительство в Шымкенте битумного завода.
Примечательно, что уже в феврале 2009 года Нургали Садвакасович, все еще стоявший у руля Южно-Казахстанской области, называл прорывными проектами уже совершенно другие объекты: например, производство готовых тканей на АО “Ютекс-KZ” как развитие хлопкового кластера. И возведение противопаводкового коксарайского контррегулятора, который защитил бы южный регион от наводнений и позволил накапливать воду для летнего полива сельхозугодий.
Достойным звания прорывного проекта была признана и машинная подача воды из Шардаринского водохранилища на орошаемые земли Мактааральского района.
А также – птицекомплекс по выращиванию и переработке мяса индейки.
Общий объем инвестиций в эти проекты оценивался в сумму свыше 525 миллионов тенге. Как обещал Нургали Садвакасович, они добавят региону более трех тысяч новых рабочих мест.
Как видим, из прорывных проектов 2008 года в перечень 2009-го не вошел ни один.
Прорвемся за год!
В департаменте экономики и бюджетного планирования попытались объяснить эту загадку: дескать, прежние планы были либо уже реализованы (честь и хвала труженикам и особенно местным властям ЮКО!), либо оказались заморожены по различным “объективным” причинам (вы разве не знаете, что в стране кризис?! Вот некоторые проекты и остановились!).
В разряд “уже реализованных” прорывных проектов прошлого года, видимо, следует отнести новую линию на Кентауском трансформаторном заводе. Руководство завода обещает запустить ее уже в этом году. Правда, по признанию директора КТЗ Ануарбека АЙКЕНОВА, главная проблема кентауских трансформаторов – “их неконкурентоспособность из-за высокой цены”. И что характерно, даже пуск новой линии не избавит наши трансформаторы от этого небольшого, но существенного недостатка.
Еще один “уже реализованный” прорывной проект прошлого года – реконструкция Шымкентского НПЗ. О ее результатах можно судить хотя бы по непрекращающимся бензиновым кризисам в регионе.
Замороженным оказался проект разработки Ирисуйского месторождения и создания в ЮКО горно-обогатительного комбината. Причина уважительная – кризис! Хотя прорывные проекты как раз и должны были помочь нам в преодолении кризиса.
Но вот что интересно: заморозив одни проекты, южноказахстанские власти тут же взялись за другие.
Так «свернуть» или «инвестировать»?
Взять хотя бы развитие в ЮКО хлопкового кластера. Напомним, что для этого в Южно-Казахстанской области даже была создана специальная экономическая зона “Онтустик”, в которую только в 2007 году было инвестировано свыше 2897 миллионов тенге. За эти деньги под Шымкентом было огорожено высоким забором около двух гектаров земли, выстроены три административных корпуса и… все. По ценам 2007 года, когда доллар стоил 120 тенге, выходило чуть больше 24 миллионов долларов.
Это еще далеко не рекорд инвестиций в хлопковый кластер. По официальным данным Банка Развития Казахстана, стоимость проекта “Создание на территории СЭЗ “Онтустик” текстильного производства глубокого цикла переработки по выпуску высококачественных хлопчатобумажных тканей” тянет аж на 141,64 миллиона долларов. Кроме этого БРК уже начал инвестирование еще четырех текстильных проектов в ЮКО на общую сумму свыше 65 миллионов долларов, в том числе и вышеупомянутого проекта по производству готовых тканей на АО “Ютекс-KZ”.
Конечно, растущий объем инвестиций радует. Настораживает другое. С прошлого года Министерство сельского хозяйства РК упорно рекомендует и даже настаивает на том, чтобы южноказахстанские крестьяне сокращали и сводили к минимуму выращивание хлопка. Эта культура признана одной из самых убыточных и бесперспективных даже для Южного Казахстана.
Возникает парадокс: одна государственная структура в лице Министерства сельского хозяйства стремится к свертыванию выращивания хлопка, другие госструктуры, в том числе и Банк Развития Казахстана, продолжают инвестировать миллионы долларов в текстильные проекты.
Но что чиновникам до этого? Если вдруг очередной прорывной проект окажется в провале, то местным властям не составит труда просто забыть о нем и взяться за следующий. Вот, скажем, строительство птицефабрики по выращиванию индюшек уж точно должно получиться. Чем не прорыв?
Данил ШЕМРАТОВ, Шымкент