Лаборатория эта оказалась той самой ласточкой – из числа первых. Вероятно, отечественные наркобароны решили, что штамповать “синтетику” на месте гораздо выгоднее, чем ввозить из-за рубежа?
1 июня в Казахстане стартовало оперативное мероприятие по борьбе с наркобизнесом “Кокнар-2018”, а за пару дней до того мир вздрогнул от шокирующей новости. “Полиция Бангладеш ликвидировала более 100 предполагаемых наркодилеров и арестовала несколько тысяч человек за последние две недели в рамках борьбы с распространением наркотиков”, – сообщили информационные агентства. Да, мягко говоря, чересчур уж жесткий подход к наркоторговцам у них там…
А как обстоят дела в Казахстане? Ведь и у нас победить в войне с этим злом пока, увы, не удается. Что же этому мешает? Где в Казахстане самые “горячие наркоточки”? Какие маршруты трафика являются основными, куда и откуда поступают в нашу республику наркотические вещества?
На эти и другие вопросы отвечает директор департамента государственного языка и информации МВД РК Алмас САДУБАЕВ.
Юг жжет!
– Сколько всего преступлений, связанных с наркотиками, было зарегистрировано в Казахстане в 2017 году, а также с начала текущего года?
– В прошлом году выявлено 2,9 тысячи наркопреступлений, изъято свыше 40 тонн наркотиков: 64,5 килограмма героина, 428,5 килограмма гашиша и 31 190 килограммов марихуаны.
За 4 месяца 2018 года выявлено уже 1 103 преступления, изъято 2 150,5 килограмма наркотиков: 19,6 килограмма героина, 264,7 килограмма гашиша, 1,8 тонны марихуаны.
– Какова раскрываемость данного вида преступлений?
– Ежегодно раскрывается более 85 процентов, причем основная доля приходится на факты сбыта, по которым каждый год возбуждается более 2 тысяч уголовных дел. Так, в 2017 году – 2 159, а за 4 месяца 2018 года – 839. Кроме того, выявлено около 300 фактов контрабанды. Я видел, как парень кололся в подъезде в пах, – откровения бывшего наркомана об алматинском наркопритоне
В Астане в 2017 году совершено 153 преступления, за 4 месяца 2018 года – 89. В Алматы – 239 и 76 фактов соответственно. Стабильно высокое их количество наблюдается в южных и восточных регионах республики. В 2017 году в ЮКО было зарегистрировано 346, в Жамбылской области – 235, в Кызылординской – 164 преступления. В ВКО в прошлом году зарегистрировано 300 преступлений, а с начала 2018 года – 127. В Карагандинской области в 2017 году – 246, за 4 месяца 2018 года – 115. В Костанайской области в 2017 году – 215, за 4 месяца 2018 года – 75 фактов.
На наркоситуацию влияет множество факторов, таких как плотность населения, наличие крупных населенных пунктов и городов, промышленных производств и т. д.
– Имеются ли факты совершения этого вида преступлений гражданами других государств?
– С начала текущего года за преступления, связанные с наркотиками, задержано 58 граждан государств СНГ из РФ, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана.
Цветоводы очень застенчивы, особенно те, что выращивают маки
– Какими методами пользуются преступники во время выращивания конопли в Шуской долине? Правда ли, что они даже нанимают дипломированных специалистов?
– Действительно, в течение последних трех лет в Кызылординской области и прилегающих к ней регионах органами МВД фиксируются и предотвращаются попытки различных ОПГ наладить культивирование “индийской” конопли. Еще одна точка – Шуская долина – это сырьевая база по производству наркотиков каннабисной группы: марихуаны и гашиша.
Выращенная на подпольных плантациях с использованием передовых агротехнологий, регулярно удобряемая и поливаемая конопля значительно повышает свой наркотический потенциал. И в результате вес всего одного стебля такого растения может достигать 1 килограмм!
Кроме того, сотрудники полиции выявили несколько фактов, когда коноплю выращивали даже в специально построенных и оборудованных тепличных комплексах. Преступники грамотно организуют уход за посевами и полив плантаций, применяют насосы и автономные электрические двигатели. Рядом обычно прячут цистерны с бензином. Все посадки обычно охраняются круглосуточно.
– В чем сложность выявления наркоплантаций?
– Основная проблема в том, что большинство из них расположены в труднодоступных предпесковых зонах, в 100–150 километрах от населенных пунктов.
В целях маскировки коноплю высаживают среди зарослей саксаула высотой в 3–4 метра на площадях размером до 20 соток.
Такие посевы даже с использованием вездеходов отыскать весьма сложно. Всем плевать на борьбу с наркотиками, есть только желание стрясти "бабки": бывший наркоман и адвокат рассказали об этой проблеме
Поэтому полиция использует вертолеты, автомашины высокой проходимости, передвижные пункты полиции, оснащенные современной техникой, а также технические средства для проведения досмотровых мероприятий в ночное время суток.
– Сколько плантаций удалось выявить и уничтожить?
– В 2017-м – 91 плантацию конопли общей площадью свыше 12,3 гектара. При этом было сожжено более 102 тонн конопли, что эквивалентно 20,5 тонны марихуаны. К наркопотребителям не дошло более 25 миллионов разовых доз наркотиков, а накробизнес не досчитался более 45 миллионов долларов США.
– Какие меры принимаются в рамках борьбы с наркоплантациями?
– Совместно с МСХ мы разработали дополнительные меры, составили топографические схемы выявленных и потенциально пригодных участков для возделывания конопли. Также изучается возможность спутникового зондирования.
Во всех районах Кызылординской области за счет средств местного бюджета приобрели “дроны” для воздушного видеонаблюдения в труднодоступных местах.
Костанайские нахимичили…
– В каких областях Казахстана расположены основные очаги по выращиванию, изготовлению и производству наркотических средств, в том числе синтетических?
– Как уже было сказано, главный очаг расположен в Шуской долине. Там, на 140 тысячах гектаров произрастает дикорастущая конопля.
О синтетических наркотиках скажу, что их, как правило, завозят в РК из РФ и КНР. Однако производство пытаются наладить и в Казахстане.
Так, в марте 2018 года в Костанайской области мы вместе с российскими коллегами ликвидировали подпольную нарколабораторию. В ней преступники планировали производить синтетические наркотики и продавать их на внутреннем рынке, а также в приграничных районах РФ.
Что касается кокаина, то в Казахстане он очень редкий гость.
Последний факт хранения гражданином РК 5 граммов кокаина (особо крупный размер) был выявлен в 2016 году.
– Куда именно переправляют наркодельцы из Шуской долины марихуану и гашиш?
– Во все регионы Казахстана и в сопредельные государства. Транзит, как правило, осуществляется железнодорожным и автомобильным транспортом, рейсовыми автобусами. Сотрудниками ОВД выработаны меры противодействия, проводятся досмотровые мероприятия на блокпостах с применением рентген-комплексов. Кроме традиционных мер контроля, таких как досмотр, служебно-розыскные собаки, нами заключены соглашения с логистическими компаниями, “Казпочтой”, КТЖ. Будем искать наркотики вместе.
“Северный маршрут” уступает “южному”
– Действительно ли большая часть афганского героина поступает в нашу страну через территорию Кыргызстана, а затем через северные и западные регионы Казахстана переправляется в Российскую Федерацию и далее – в европейские страны?
– Через Казахстан проходит так называемый “северный маршрут” поставок афганского героина в страны Восточной Европы. По пути наркотики частично оседают в нашей республике.
Однако в последние несколько лет транзит героина по “северному маршруту” заметно сократился и, по прогнозным оценкам, объемы сегодня составляют около 30–33 тонн.
Это произошло в связи с изменением направлений наркотрафика, которые вызваны очагами дестабилизации обстановки на Ближнем Востоке и в странах Северной Африки.
По данным международных экспертов, в последние годы сокращение объемов оборота героина отмечается во всех странах Центральной Азии, через которые проходит “северный маршрут”.
Международный комитет по контролю за наркотиками в 2016 году отметил, что главным каналом героина стал “балканский маршрут”, по которому афганские опиаты поставляются в Западную и Центральную Европу через Иран, Турцию и Юго-Восточную Европу.
Поэтому все большее значение приобретает так называемый “южный маршрут”: через Пакистан или Иран морем в страны Персидского залива, Африку, Южную Азию, и в меньшей степени – в Юго-Восточную Азию, Океанию и Северную Америку.
– Сколько крупных каналов наркотрафика афганского героина было перекрыто в 2017 году и с начала 2018 года?
– В 2017 году пресечено 16 каналов поставки, в результате чего изъято более 64 килограммов героина, а за 4 месяца 2018 года ликвидировано 5 каналов наркотрафика, изъято свыше 23 килограммов героина.
Главная проблема: наркобароны обгоняют законы
– В чем, по вашему мнению, состоит основная проблема в деле борьбы с незаконным оборотом наркотических средств?
– Рынок новых психоактивных веществ стал стремительно развиваться. Создаются все новые виды наркосодержащих препаратов, но конкретный правовой статус за ними не закреплен. Что затрудняет контроль за их реализацией. Быстрое распространение таких препаратов вызвано агрессивной рекламой, которую проводят производители и распространители.
Изменяя химическую структуру вещества, преступники тем самым затрудняют их своевременную постановку на международный контроль. Пока длятся процедуры нормативного закрепления, производители создают и продают все новые виды наркотиков.
В 2010 году на территории Казахстана запретили оборот синтетических каннабиноидов. В 2011 году в Закон “О наркотических средствах, психотропных веществах, их аналогах и прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими” внесены изменения. Списки подконтрольных наркотических средств были дополнены 27 наименованиями синтетических каннабиноидов. Это позволило на определенное время ограничить и их распространение в РК, и других новых психоактивных веществ. Но лишь до тех пор, пока наркодельцы не начали синтезировать новые на основе базовых формул уже известных наркотиков.
Они просто изменяли их молекулярный состав, и вещество выпало из разряда запрещенных.
В 2015 году была введена ответственность за незаконный оборот аналогов наркотических средств и психотропных веществ. При этом подразумевалось, что понятие “аналог” будет охватывать любые психоактивные вещества, находящиеся в незаконном обороте и не входящие в списки наркотиков и психотропных веществ, предусмотренных законом. Принятие же решения об отнесении того или иного неизвестного вещества к аналогам наркотиков и психотропных веществ основывается на судебно-экспертных исследованиях. Что стало с парнем после приема спайсов
Однако производство таких экспертиз – дело непростое. Так как приходится не только устанавливать сходство химического состава, но и наркогенных свойств известных наркотиков и их синтетических аналогов.
Для решения этих и других вопросов в борьбе с “синтетикой” МВД разработало законопроект. В настоящее время он уже прошел согласование в парламенте Казахстана. Законопроект предусматривает наделение правительства полномочиями по утверждению списка наркотических средств, подлежащих контролю в нашей стране. В нем имеется сводная таблица об отнесении наркотиков к небольшим, крупным и особо крупным размерам, а также список заместителей атомов водорода.
Одним словом, борьба с наркодельцами продолжается и у нас, в Казахстане, и во всем мире.
Алматы