“Не покупайтесь на наши улыбки. Мы – твари!” - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
“Не покупайтесь на наши улыбки. Мы – твари!”

“Не покупайтесь на наши улыбки. Мы – твари!”

Про учреждение ЛА-155/8, что в поселке Заречный Алматинской области, говорят, что здесь не “живут по понятиям” и нет “паханов”. И, вообще, это одна из образцовых зон строгого режима: статистика рецидива – самая низкая по стране. А еще сюда часто приезжают журналисты, представители НПО, артисты… На этот раз к заключенным пожаловала группа “LampЫ Оrchestra”.

  • 7 Июня 2018
  • 15450
Фото - Caravan.kz

Признаюсь, в моей практике такое впервые – слушать выступление модной команды… за высоким забором с колючей проволокой. Экстрим. Да и музыканты тоже первый раз выступали перед нетипичными зрителями – с пустыми или полными слез глазами, кучей скелетов в шкафу и длительными сроками заключения.

…Когда за нами с фотокором закрылась одна, другая, третья железная дверь, мобильный телефон остался в камере хранения, а ноги ступили на закрытую территорию, захотелось рвануть обратно. Дышать воздухом свободы.

Пока музыканты настраивали инструменты и готовились к выступлению, я пообщалась с некоторыми обитателями зоны.

“Я ведь хотел модельером быть, хорошо рисовал”

27-летний Женя – поклонник группы “LampЫ Оrchestra”, давно мечтал спеть с музыкантами на большой сцене. Он активный участник местной художественной самодеятельности, на всех праздниках исполняет хиты зарубежных и российских рок-исполнителей.

Интересуюсь: а как же классика жанра, например, “Владимирский централ”?

Улыбнулся. Говорит, у каждого – своя любимая песня. Кто-то хиты Кайрата Нуртаса для настроения слушает, а кто-то – “Арию”.

– Я здесь четвертый год, сел за марихуану, выхожу через три года, – откровенничает Евгений. – Выйду, буду творчеством заниматься. Я ведь хотел модельером быть, хорошо рисовал. Здесь научился собирать шапки, штаны. На воле долгое время занимался мотокроссом, реставрировал машины, мотоциклы, расписывал их в технике аэрографии. Еще могу электрику чинить, ремонтировать сантехнику. Мой отец всегда говорил: мужчина должен уметь всё! Так что себе на хлеб смогу заработать. К сожалению, папа умер, не смог пережить мое заключение… На зоне я понял многое, стал ценить то, к чему раньше относился спокойно. Полностью пересмотрел свои взгляды. Женщина в интерьере неволи: о чем мечтают казахстанки в колонии

В этот день одна мечта заключенного исполнилась – вместе с музыкантами он исполнил “Сансару” Басты. Лицо Жени сразу как-то посветлело, а в глазах я заметила слезы…

“Вся жизнь – как аквариум. Всё нутро всплывает”

Григорий К. в ЛА-155/8 3 года. Его срок – 22 года, 5 лет ему скинули.

– С одной стороны, я рад, что попал сюда, – удивил заключенный. – Начал разбираться в людях. Стал ценить свободу. Вся жизнь – как аквариум. Всё нутро всплывает. Многие становятся хорошими психологами. Если я пообщаюсь с вами часа три, смогу о вас многое рассказать… У меня двое детей, четверо внуков. Они постоянно приезжают на день открытых дверей. Вот на днях я буду с внучкой в спектакле “Маша и Медведь” играть.

Постояльцы с интересом рассматривали гостей. А мы – их. Неприятный холодок бежал по телу от одной мысли, что за колючей проволокой эти люди проведут 10, 15, 20 лет. Целую вечность!

“Вы не покупайтесь на наши улыбки. Мы – твари”, – неожиданно предупредил другой осужденный.

— Здесь есть виновные, кто-то осознал, понял, что ошибся, кто-то – нет, а есть пострадавшие от беззакония, и мы это доказываем, – говорит правозащитница, президент фонда “Ұлағатты жанұя” Марианна ГУРИНА. – В частности, прокуратуре: люди сидят за распространение наркотиков, а их телефоны до сих пор работают, на другом конце провода принимают звонки… Как это объяснить?

“Жалоб нет. Думаю, все дело – в открытости”

— Такой странный формат, братва… Спасибо администрации, что нашла возможность подтянуть нас – спеть для вас, – приветствовали музыканты обитателей зоны.

Всего на концерте побывали более 700 человек. Как заметили организаторы мероприятия, музыкантам удалось достучаться до сердец заключенных.

– Редко когда на концертах осужденные эмоционально реагируют. Это особый контингент. Неэмоциональный. Здесь я видел слезы, аплодисменты… К нам в офис поступило более 700 звонков от благодарных родственников, – прокомментировал председатель республиканского общественного объединения “Коалиция по вопросам защиты прав заключенных” Константин ГУДАУСКАС.

Всего в Казахстане около 80 учреждений закрытого типа. Отбывают наказание 37 тысяч заключенных.

Интересуюсь: приезд музыкального коллектива на зону – редкость или это теперь в порядке вещей?

– Это скорее исключение из правил, – говорит Константин Гудаускас. – Ее руководитель открыл все двери для неправительственных организаций, таких мероприятий и добился больших результатов.

На сегодняшний день в Казахстане это единственное учреждение, где самый низкий рецидив. То есть, освобождаясь, осужденные меньше всего возвращаются обратно в места лишения свободы.

Здесь ежегодно проводится пять дней открытых дверей, когда родные могут посетить близких в формате свободного общения. И это единственное учреждение в РК, где побывало очень много казахстанских звезд: Джамиля Серкебаева, оркестр акима города Алматы под управлением Мурата Серкебаева, Фархад Абдраимов. Джамиля – вообще частый гость в колониях, несмотря на свою занятость. Отмечу, что все артисты выступают бесплатно. О чем молчит “Черный беркут”, или Где отбывает свой срок Владислав Челах

Да, из этой колонии, единственной, нет жалоб вообще. Думаю, все дело – в открытости. Нужно понимать, что все эти люди рано или поздно освободятся, будут нашими соседями…

– А насколько сложно запустить сюда журналистов, музыкантов?

– Мы вышли официально с письмом. Всю процедуру оформления документов, согласования с Нацгвардией – охранной организацией начальник колонии взял на себя. Данное мероприятие было согласовано за две недели.

– На концерт пришли все заключенные или только те, у кого хорошее поведение?

– Что касается мероприятий, идут все. Тут интересный момент. В этой колонии более двух лет вообще нет нарушителей. Дисциплинарный изолятор пустой!

Заключенные готовы работать – была бы работа!

– Константин, когда я выложила фото в соцсетях с концерта, многие начали писать комментарии, что заключенные должны работать, ведь их кормят налогоплательщики, а не концерты слушать. Трудотерапия есть во всех подобных учреждениях?

– Согласно статье 121 УИК РК, осужденный два часа в неделю должен заниматься благоустройством прилегающей территории. Этим занимаются все. А вот рабочие места – отдельная тема. Этот вопрос в ведении РГП “Енбек”, которое пока никак не справляется. Простаивают огромные площади, для заключенных нет работы.

Я еще и бизнесмен, который создал небольшое предприятие на территории колонии, даю рабочие места. Так вот, ко мне на одно вакантное место приходят 50 человек. Все готовы работать даже за мизерную зарплату, только бы работать!

Потому что это разнообразит жизнь. А деньги можно использовать для погашения какого-то иска, что сейчас важно при условно-досрочном освобождении. Или потратить на себя. Но РГП “Енбек” не может всех обеспечить. А бизнес сюда заходит неохотно – есть бюрократические барьеры, они препятствуют созданию рабочих мест.

Когда мы покидали зону, за ее забором еще звучали знакомые хиты Виктора Цоя, “Би-2”… Сильный ветер трепал волосы, пыль лезла в глаза, песок оседал на зубах. Но все это – мелочи, ведь мы были свободны! “Чур нас, чур”, – чуть ли не в один голос сказали мы с коллегами.

АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ