– Сейчас у нас в наличии 12 тысяч тонн специального материала для обработки дорог в зимнее время – песка, соли и так называемого отсева – мелко дробленного камня, – сообщил нам Александр Ким, заместитель начальника дорожно-эксплуатационного управления “Автобаза” – предприятия, которое занимается уборкой улиц Алматы. – Следующего снегопада мы, согласно информации синоптиков, ожидаем примерно 20 ноября. На обработку 6 районов города уходит около 2 тысяч тонн материалов, так что запасов хватает. Чистую соль, которая топит снег и лед, не используют, а только в смеси с песком, чтобы улучшить сцепление колес автомобилей с дорогой.
– Многие алматинцы, конечно, слышали или читали, что в некоторых городах за рубежом дороги обрабатывают жидкими реагентами, которые, де, менее агрессивны. Однако это зачастую та же соль, только в жидком виде, – рассказывает Александр Ким. – Другие средства, которые быстро появляются на рынке как абсолютно безвредные, также быстро снимаются с производства. Один из таких реагентов, предложенный коммунальщикам Астаны, в России уже не используется – он не так уж безвреден.
Что же касается засоления почв вследствие борьбы с оледенением дорог, то это, как уверяют эксперты, не более чем миф.
– Солью ведь посыпают только дороги, асфальт, а не открытый грунт, а когда соль смывают, она попадает в сточные воды, – объясняет Абдулла САПАРОВ, доктор сельскохозяйственных наук, директор Института почвоведения имени
У. Успанова. – Да и коммунальщики высыпают на дороги не столько соли, чтобы это представляло реальную угрозу засоления почв.
Филипп ПРОКУДИН