Это слова не рэкетира какого-нибудь. Примерно так объясняет мрачные перспективы должника обычный сельский адвокат. А то, что за помощью во взимании долга граждане даже в отдаленном Сарканском районе обращаются не к местным крутым, а в суд, говорит о многом. Тем более истец – известный в Саркане предприниматель.
В не так уж далеких 90-х сельские бизнесмены, бывало, приглашали для решения денежных проблем “братков” аж из Алматы. Тем практически всегда достаточно было лишь появиться где-нибудь в Ушарале, как вопрос решался.
Сегодня в сельские суды люди идут для решения очень многих жизненных проблем из серии “не знаю, как быть”. Для любого юриста это азбука – правильно составить исковое заявление, продиктовать список необходимых справок и документов, подсказать, куда идти и что делать. А для нас с вами?!
Вы думаете, так не бывает?!
Во многих случаях адвокат – это воистину спаситель и в Алматы, и где-нибудь в ауле Кабанбай. И там и там находятся нежелающие платить алименты, и бог знает, на каком расстоянии от бывшей супруги в данный момент они живут.
Тогда адвокат ищет в базе данных адрес прописки или регистрации должника и отправляет необходимые документы заказным письмом.
После этого неплательщик, даже живущий не там, где прописан, “попадает под прицел”. Найти скрывающегося не от правосудия, а от уплаты алиментов в нашей стране труда не составляет.
Другая сторона процесса – изнемогающий от выплаты алиментов отец. По закону сумма этих выплат не может превышать 50 процентов от его дохода. Причем на одного ребенка выплачиваешь 25 процентов от дохода, на двоих – 33 процента. А если детишек четверо, да еще и от двух бывших жен, и недавно родился пятый от третьей жены – вы думаете, так не бывает?! Каких сюрпризов ждать гражданам и казахстанской адвокатуре в новом году
При назначении алиментов отдельно для каждой бывшей супруги, да еще и в разные годы, может произойти и происходит путаница, способная разорить любого отца.
Суд может установить отцовство и спасти мать детей от нищеты. Речь идет не об отказе от детей, когда помогает экспертиза. Если внезапно умирает гражданский супруг, его дети, как правило, носящие фамилию матери, не могут претендовать на какую-либо помощь от государства. Но доказать, что это была обычная семья с мужем, женой и детьми – только без официальной регистрации, оказывается, можно. Как именно это сделать – а процедура, хлопотная и не один день занимающая, – подскажет адвокат, и не надо будет никаких сложных экспертиз.
Просто никто больше не заплатит…
Что показательно, если с жалобами на должников люди обращаются в сельские суды регулярно, то трудовых споров в провинции практически не бывает.
– В селах две категории граждан, получающие гарантированный доход и по этому поводу ни к кому претензий не имеющие, – это госслужащие и предприниматели, – говорит адвокат юридической консультации Сарканского района Алматинской области Султан БЕКБОСЫНОВ. – С теми, кто работает по найму, обычно трудовых договоров не заключают. То есть в суде они никогда и ничего доказать не смогут.
– А сколько стоят сейчас услуги сельского адвоката и что он может сделать еще, кроме как совет дать? Как получить бесплатную помощь адвоката от государства
– Вы имеете в виду защиту прав клиента в суде? Иногда просят об этом. Но не из-за сложности процесса, а, к примеру, из-за незнания языка. Для оралманов наш суд непривычен. Есть много других моментов. И обходится это людям вовсе не в запредельные суммы.
Сама по себе юридическая консультация стоит копейки – это без всякого преувеличения. Но человек приходит не с адвокатом поболтать, а проблему решить.
После консультации он понимает, как ее решить, но за каждый последующий шаг надо платить. Обычно одно дело обходится клиенту в среднем в 10 тысяч тенге. В городах эта сумма на порядок выше. Но у нас адвокату просто-напросто никто больше не заплатит…
Алматинская область