Несколько лет назад по долгу службы мне пришлось обратиться в местный исполнительный орган для получения консультации по вопросу деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Направили в кабинет № 106 к руководителю юридического отдела по имени Татьяна (фамилию не сообщаю по этическим соображениям). Надо сказать, что пришлось отстоять довольно длинную очередь и прождать минут 40, чтобы попасть к этой особе.
Не в службу, не в дружбу
Встретила женщина средних лет, которая на мое приветствие ничего не ответила. Возможно, была она неблагодушно настроена из-за того, что утро не задалось. Но еще долго я ждал, когда она обратит внимание на посетителя. Дел у нее была куча. При мне она сделала, наверное, дюжину телефонных звонков, переговаривалась с коллегами по работе, накричала на своих подчиненных, при этом используя жаргон в своем лексиконе. На мою робкую попытку обратить на себя внимание как отрезала: “Подождите!”
Когда дело дошло-таки до меня, честно говоря, не было уже никакой охоты рассказывать ей о том деле, с которым пришел.
Внутренне я уже сожалел о своем визите, потому, наверное, не мог уже задать все те вопросы, на которые хотел получить ответы.
Да и, с другой стороны, ее ответы поражали своей лаконичностью: “да”, “нет”, “не знаю”.
Я подумал, что, видимо, дама эта слаба как юрист либо вообще не имеет никакого желания работать в системе госслужбы, а находится там только потому, что у нее кредиты, семья и так далее. Может, стоило сделать ей какой-нибудь презент, чтобы прониклась моими проблемами? Хамство на работе и нескромность в сетях: что творят казахстанские чиновники
Потом я о ней много слышал. Будто общение с посетителями и подчиненными с использованием ненормативной лексики – это обычное дело. Или вот, как по секрету тогда рассказал ее водитель, на своем служебном автомобиле она любила разъезжать по ресторанам, используя его по выходным дням и после рабочего времени.
И всякий раз она вспоминалась мне при упоминании о государственной службе. Вот читаешь статьи о том, какие в Казахстане предпринимаются меры для улучшения обслуживания населения, что разработан Этический кодекс госслужащих, вышел Закон “О государственной службе”, “О борьбе с коррупцией”, что идет речь о повышении зарплаты, и вспоминаешь эту женщину.
“За что прибавлять зарплату таким, как она, которым нужна карьера?” – думал я.
Мне казалось, что она не выдержит таких жестких требований и уже, наверное, ушла с работы. Каково было мое удивление, когда недавно я вновь обратился в данную инстанцию и снова попал к ней, в тот самый 106-й кабинет!
Бог мой, это вы ли?
Но какие поразительные перемены!
Передо мной сидела очень вежливая дама, которая с интересом меня выслушала и участливо давала разъяснения по всем возникшим вопросам. Ухоженная, опрятная, улыбающаяся… Стиль общения у нее чисто деловой, а со своими подчиненными она обходилась предельно корректно.
Вряд ли она узнала меня, по долгу службы ей ежедневно приходится принимать десятки посетителей. Но я отметил, какие разительные перемены произошли в ней. Также обходительна она была и с другими гражданами, поскольку все выходили из ее кабинета с улыбкой.
В самом госучреждении уже нет таких очередей на прием, как раньше. Документы выдаются в срок, согласно законам.
Увидев ее водителя, я спросил: как теперь ему работается?
– Не знаю, что с ней произошло, – ответил он мне. – Но со временем она стала такой вот душкой. Теперь меня никто не задерживает допоздна и не просит возить в рестораны. Даже в школу ее детей не отвожу. Предложил ей недавно, когда она не успевала все сделать: давайте отвезу сына в школу. А она твердо ответила: на автобус посажу!
Тут мне пришли на ум пушкинские строки: “Ужель та самая Татьяна”?
Полная перезагрузка
Но здесь дело, конечно, не в романтических отношениях, а в тех мерах, которые государство принимает в деле реформирования государственной службы. И если быть конкретными, то они действительно меняют не только систему, но и сознание самих служащих, которые должны укреплять госаппарат.
Директор Института философии, политологии и религиоведения министерства образования РК Зарема ШАУКЕНОВА отмечает, что начиная с 2000 года в стране выстроена система государственной службы, которая основывается на единых правилах и мотивациях, внедрены пять категорий госслужащих. За это время всего по совершенствованию системы госуправления принято порядка 36 нормативно-правовых актов.
По ее словам, произошла полная перезагрузка системы.
– Например, упразднены квалификационные разряды, набор в госорганы идет на конкурсной основе. С 2004 года внедряются механизм “электронного правительства”, центры обслуживания населения по принципу “одного окна”. В 2007 году в законодательстве появилось понятие “государственная услуга”. Чин чинарем: что творят чиновники в Карагандинской области
Таким образом, казахстанская система госслужбы подвергалась модернизации и не оказалась в столь затруднительном положении, как, например, в Грузии, где властям пришлось фактически уничтожить старую систему, распустить МВД, ГАИ, другие органы и собрать качественно новые.
Немаловажную роль при этом сыграли качественная реализация государственными служащими всех уровней антикоррупционной стратегии РК на 2015–2025 годы и пяти институциональных реформ Плана нации Президента РК “100 конкретных шагов”.
Безусловно, все эти меры будут содействовать осуществлению стратегической задачи нашего государства – это вхождение в тридцатку развитых государств мира.
Уверен, что теперь гражданам страны будут оказываться качественные услуги, а встречать их будут служащие нового формата. Вежливые, грамотные, ответственные, как та переменившаяся Татьяна из 106-го кабинета.
Жамбылская область
shuhrat1978@bk.ru