1
В тридцатые и сороковые годы прошлого века кинофильмы мало отличались от призывных пунктов. “Трактористы” были замаскированные танкисты: “Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин, и первый маршал в бой нас поведет!”. Все на броню! Уволенный в запас красноармеец Клим наводит на полевом стане казарменные порядки, при этом недурно пляшет и поет, не уставая восхищаться передовой работницей МТС: “Так вот ты какая, Марьяна Бажан!”.
Еще была лента “Истребители”, где пилоты показывали чудеса воздушной вольтижировки на тупорылых И-16, а в увольнительных галантно ухаживали за совбарышнями, не забывая спасти ребенка, подорвавшегося на петардах, жертвуя при этом своим зрением. Все в ОСОАВИАХИМ!
Ну и, разумеется, “Два бойца”, один из которых, приблатненный, но симпатичный, лихо исполнял про интересную чудачку Соню и бесподобного Константина с пачкой “Казбека”. При этом он варварски искажал название легендарного города у Черного моря, называя его “Одэссой”. Кроме одесситов, этого никто не заметил, и фильм воспринимался как боевой клич: “Все на борьбу с врагом!”.
Уходят суровые годы. “…На земли мир, в челевецех благоволение”. За год до Пражской весны Сергей Герасимов выпускает фильм “Журналист”. В нем пока много оттепельных проплешин. Еще не подморозило.
Столичный корреспондент Алябьев приезжает в глухую провинцию, где живет пасквилянтка и клеветница Аникина – живое воплощение мрачных времен. Пытаясь выбраться из вязких топей уездной жизни, смазливый журналист нечаянно влюбляется в простоватую, курносую, но славную девчушку – так вот ты какая, Шурочка Окаемова! Однако немедленно попадает на карандаш к неутомимой Аникиной.
Казалось бы, сюжет для небольшого рассказа, но у Герасимова есть вторая серия, где он невиданно расширяет географию повествования.
По казенной надобности Алябьев попадает в Женеву, позже в Париж, видит там Мирей Матьё, Анни Жирардо, знакомится с американским журналистом и его бойфрендкой, в общем, заглатывает всеми жабрами пьяный воздух свободы.
Вернувшись, добровольно едет в уральские палестины, где ждет его деликатный хеппи-энд в постели с Шурочкой. Аникина, надо полагать, побеждена и сброшена с лодки современности.
Уж не знаю, сколько рекрутов призвали под свои стяги “Трактористы” с “Истребителями”, но, полагаю, “Журналист” собрал не меньшую жатву: 28 миллионов зрителей – это не кот чихнул.
Мальчики-девочки семидесятых, имевшие в голове вместо математической шишки увесистую дулю, зачитывали журнал “Юность” до дыр и метили в ряды пишущей братии. Те, кому это удалось, стали на крыло аккурат к “перестройке”, которая сначала наделила “братию” фальшивым титулом “четвертой власти”, а потом согнула ее в бараний рог купленных-перекупленных таблоидов.
Были журналисты “помощниками партии” – стали ополченцами “олигархов”.
Это всего лишь эскиз, лишенный упоминания о “государственной” прессе, пребывающей в глубокой коме, и ее антиподу – прессе “оппозиционной”, которая столь же малосодержательна, зато и криклива.
2
Когда этот номер газеты выйдет в свет, работа XV Евразийского медиа форума завершится.
Я некоторое время работал там продюсером и хорошо помню, как из года в год на пресс-конференциях задавали поразительно однообразный вопрос: а зачем нам это? А что дает нам этот форум?
Я изощрялся в ответах, раскладывая тему на диезы и бемоли, на молекулы и атомы, но ртутные глаза вопрошающих были по-прежнему прикрыты невидимой ватой торричеллиевой пустоты. Оживление вызывал лишь вопрос кормления: всех будут потчевать или только именитых гостей, приехавших издалека? Я тогда неустанно твердил и сейчас повторю: медиа форум дает возможность избавиться от золотушного провинциализма, при котором вопрос “пайки”, вопрос, что, где и когда распределяют “в одни руки”, является главным и единственным. Послушайте, это же не госдеп, где выдают гранты и пресловутые “печеньки”.
Медиа форум предлагает взять, а не канючить с протянутой рукой на испорченном французском Кисы Воробьянинова.
За истекшие 15 лет в работе ЕАМФ приняли участие как медийные, так и общественно-политические структуры, а именно: Associated Press Television News, Евразийский Дом, Центр “Евразия”, Институт менеджмента Кембриджского университета, International Herald Tribune, Евроньюс, Russia Today, BBC, CNN, Аль-Джазира, Международный институт прессы, Центр за глобальный мир, ИТАР-ТАСС, Германо-Казахстанское общество, Британо-Казахстанское общество, Институт Восток – Запад, Международная академия телевизионных искусств и наук (США), Американская торговая палата в Казахстане, Международная конфедерация журналистских союзов, Международный институт современной политики, Ассоциация телерадиовещателей Казахстана и многие другие.
Свыше 500 гостей из 60 стран мира ежегодно приезжали на Евразийский медиа форум.
В разные годы его участниками были государственные и общественные деятели, аналитики и эксперты – Чингиз Айтматов, Збигнев Бжезински, Евгений Примаков, Ричард Перл, Мохаммад Хатами, Эйдан Уайт, Уэсли Кларк, Михаил Швыдкой, Михаил Хазин, Майкл Голден, Ричард Холбрук, Ариэль Коуэн, Александр Рар, Ирина Хакамада, Джордж Галоуэй, Гейдар Джемаль, Армен Саркисян, а также видные журналисты: Риз Хан, Стивен Коул, Владимир Познер, Михаил Леонтьев, Максим Шевченко, Маша Слоним, Софико Шеварднадзе, Гюнтер Кнабе, Ксения Собчак, Ник Гоуинг.
Это очень разные люди, иногда – принципиально разные. Но это не мешало им дискутировать, порой очень горячо. И диспуты их никогда не походили на скучнейшие собрания, закованные в бетонные берега ложной политкорректности. И этому стоило поучиться.
Перечислены далеко не все. Но все были открыты для личного общения, для вопросов, бесед, интервью, и вход на мастер-классы был всегда свободным. В Алматы начал свою работу XV Евразийский медиа форум
Этого мало тем, кто неутомимо спрашивает – что дает нам этот форум? Этим отвечаю: вам – ничего. Провинция – это не место на глобусе, это способ душевного устройства.
3
Нынешний медиа форум – как бы юбилейный, пятнадцатый по счету. Традиция требует подведения итогов. На мой взгляд, они не слишком утешительны.
Если в начале века осторожно мечтали о “конце истории”, имея в виду окончательный и гармоничный миропорядок, то сейчас громко говорят об очередном конце света.
Политические персоны, олицетворяющие крупнейшие державы, обрели язык базарных торговок, обменивающихся оскорблениями и угрозами. Начались информационные войны, бойцы которых не утруждают себя принципами непредвзятости, доказательности, осторожности в выводах и оценках. А la guerre comme а la guerre!
Традиционные “бумажные” издания потерпели сокрушительное поражение от социальных сетей, где всяк сам себе автор, читатель, оператор, режиссер, зритель и рецензент. Миллионы людей отшатнулись от телевидения, поменяв его на сговорчивый и не очень брезгливый YouTube.
Все это было бы не так уж и скверно, но что прикажете делать с неуловимыми сайтами, плодящими разно-образную мерзость, с бесчисленными троллями и ботами, облепившими изнанку Интернета, как тифозные вши? Что делать с так называемыми фейками, которые уже существуют как самостоятельный новостной жанр?
Надеюсь, что хотя бы некоторые из перечисленных вопросов всплывут на дискуссионных площадках медиа форума. Иначе – зачем туда идти?
Но я все же пойду. Из чистого любопытства. И даже постараюсь выступить. Чтобы хоть как-то отдалить время, когда появится художественный фильм “Блогеры”. А он появится, будьте покойны. Dixi.
Алматы