Но в американском штате Флорида нашему корреспонденту в порядке исключения разрешили подняться в небо с закрытого аэродрома. А за штурвалом самолета сидел… будущий казахстанский пилот.
“Продам самолет. Недорого…”
Если вы окажетесь в США, то непременно увидите в небе десятки маленьких самолетов и вертолетов самых различных моделей. Они проносятся над головой невысоко, и можно лишь позавидовать тем, кто сидит за штурвалом или в кресле пассажира и любуется великолепными видами.
Говорят, что с каждым годом все больше американцев “заболевают небом”. США – бесспорно, лидер в области частной авиации. По самым скромным подсчетам, здесь более 800 тысяч пилотов, и умение водить самолет становится таким же обыденным навыком, как у нас – вождение автомобиля. Всего в Америке около 15 тысяч больших и малых аэропортов и несчетное количество аэроклубов – от самых простых до элитных.
Для развития малой авиации в США созданы условия, о которых казахстанским любителям острых ощущений остается лишь мечтать, – аэродромы, курсы по подготовке пилотов, частные инструкторы (учиться на пилота в США едут из разных стран мира), лояльные законы об использовании воздушного пространства. В принципе, владельцы самолета могут летать где угодно. Конечно, существуют запретные зоны, как и в других странах, но это не особо ущемляет права американцев.
Широкий выбор всевозможной летательной техники позволяет выбрать машину по своему вкусу и кошельку – от нескольких десятков тысяч до миллионов долларов.
Местные газеты по продаже самолетов и вертолетов очень напоминают казахстанские издания по продаже автомобилей. Многие объявления начинаются примерно так: “Продам самолет. Недорого. В хорошем состоянии…”. Предлагаются варианты обмена, продажа запчастей.
Кстати, женщины в области покорения неба не отстают от мужчин. Американки-пилоты объединяются в аэроклубы, разрабатывают новые маршруты. Кто-то ограничивается любительскими правами, а кто-то движется дальше, получает “корочку” пилота коммерческой авиации. Аэротакси в небе Флориды встречаются так же часто, как у нас на дорогах обычные такси с “шашечками”. Удобно и выгодно!
Самолет, который “прощает” ошибки
…Посмотрела я на мелькающие в небе Флориды разноцветные самолеты и загадала желание – непременно прокатиться на такой машине. Тем более что в нашей программе был запланирован визит в колледж пилотов при институте технологий Флориды, что находится в городе Мельбурне. Мы уже рассказывали о том, что в колледже обучаются 15 казахстанских кадетов, которых отправила сюда учиться авиакомпания “Эйр Астана” с целью подготовки профессиональных кадров.
Многие из наших студентов уже перешли от наземных тренировок к практике. И через год-полтора после дополнительного обучения на том или ином типе самолета они могут смело садиться в кресло второго пилота большого лайнера.
Всего за несколько месяцев обучения студент должен налетать 230 часов. Благо, с техникой здесь проблем нет. Из окна колледжа хорошо видны аэродром и ряды тренировочных самолетов – легкие “пайперы” – Piper. Вес такого самолета всего 800 килограммов!
– Он предназначен для первоначального обучения пилотов, все оборудование современное, приборная доска идентична “Боингу” и “Эйрбасу”, – вводит нас в курс опытный пилот авиакомпании Талгат БАКУБАЕВ. – Самолет имеет очень высокую степень устойчивости, прост в управлении и даже прощает начинающим пилотам… некоторые ошибки.
День хороших новостей
В день нашего приезда в колледже объявили собрание. Повод был хороший – будущий казахстанский пилот Виктор ЧУГАЕВ сдал экзамен на допуск к полетам по приборам.
И в честь этого он несколько раз звонит в колокол, висящий на стене специально для этого, – тут такая традиция. А мы решили так: раз день начался с хороших новостей – значит, обязательно полетаем!
Брать на борт пассажиров кадетам можно только в том случае, если разрешит руководство колледжа и при условии, что рядом будет находиться опытный инструктор.
Да что там говорить про полеты! Чтобы просто выйти на летное поле и сфотографировать самолеты, нужно получить разрешение от руководства института, колледжа, после – спецжилет и сопровождающего.
– Сегодня погода хорошая, поэтому казахстанским журналистам в виде исключения разрешат подняться в воздух, – сообщила радостную весть менеджер колледжа Сандра КУИН.
“Раздайте девчонкам свистки для отпугивания акул”
Пилоты, которым предстояло поднять в воздух ответственный “груз” – журналистов, – тщательно готовились к полету: заполняли специальный журнал, уточняли вес каждого пассажира.
– Эти данные необходимы для того, чтобы знать, как управлять легким воздушным судном, – пояснил нам один из казахстанских кадетов – карагандинец Алексей КАРТЕЧЕВ.
У пилотов и инструкторов мы поинтересовались: каково это – летать над городом и Атлантическим океаном? Будущие пилоты заверили: ничего страшного нет. Однако тем, кто боится летать, посоветовали остаться на земле. Коллега предупредил: будет трясти, как на американской горке. А еще ощущения полета на маленьком самолете вроде бы похожи на те, что переживают пассажиры “кукурузника”.
“Не забудьте раздать девчонкам свистки для отпугивания акул”, – продолжал “настраивать” нас на полет коллега.
Да, акулы в этих краях действительно водятся. Наш водитель-американец рассказал, что больших акул здесь нет, они – в Калифорнии. А возле пляжей Мельбурна плавает так, мелочь пузатая, чьи укусы напоминают… собачьи. С его слов, в этом году акулы покусали несколько десятков человек, но отдыхающих меньше не стало.
И все же после услышанного летать не расхотелось!
Флорида – словно на ладони
Моим пилотом будет алматинец Талгат АХМЕТОВ. В небе он уже не новичок. Свой первый полет с аэродрома колледжа пилотов Талгат помнит очень хорошо. Говорит, в тот день он продолжал “летать” даже на земле.
Талгат проверяет уровень масла, технические параметры самолета. Затем инструктор Эндрю приглашает меня в кресло пассажира, выдает наушники. Мне объясняют, что делать в случае загорания двигателя, как быстрее вылезти из самолета, предупреждают, что во время переговоров с диспетчером нельзя разговаривать с пилотом и инструктором. “В салоне достаточно душно, поэтому, если вас укачает, скажите – мы немедленно пойдем на посадку”, – предупреждает пилот.
После детального инструктажа просят пристегнуть ремень и надеть наушники.
В них слышно, как Талгат и Эндрю разговаривают с диспетчером. Набор технических терминов на английском понятен только специалистам, но часто повторяющееся “О’кей” звучит ободряюще.
Через несколько минут мы взлетаем. Вопреки ожиданиям крылатая машина спокойно набирает высоту, и ветер, испортивший мне прическу на аэродроме, совершенно не мешает полету.
Мы поднялись примерно на высоту от 1000 до 1500 метров. Весь Мельбурн виден, как на ладони. Мы даже увидели кампус, в котором живут казахстанские кадеты!
На небесных “дорогах” много машин
Наш путь лежит к океану. Через несколько минут мои “экскурсоводы” уже показывают длинную полоску белоснежного пляжа – “визитную карточку” Флориды. Еще немного, и мы увидим мыс Канаверал, рядом с которым находится стартовая площадка для запуска шаттлов НАСА – Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства.
“Сейчас мы выполним несколько упражнений!” – предупреждает Талгат.
Спрашиваю: это, случайно, не “бочка” или петля Нестерова? Несколько раз я видела, как такое проделывали казахстанские пилоты в Алматы, и если честно, мне не очень хочется в этом участвовать!
“Нет, это развороты под определенным углом, дополнительные взлет и посадка”, – успокоил пилот. Эндрю дает указания, после чего самолет плавно выполняет разворот один, второй…
И пока Талгат отрабатывает урок, я наслаждаюсь видом в иллюминаторе – потрясающим пейзажем Флориды. Справа от нас вижу самолет, он летит чуть ниже. А вот еще один, слева… Через несколько минут пролетает вертолет. Еще немного – и тут образуется настоящая пробка!
– В небе Флориды постоянно надо смотреть вправо-влево, здесь очень интенсивное движение, – говорит Талгат.
Вообще парк авиамашин, находящихся в частном владении американцев, поражает воображение! В небе можно увидеть частный сверхзвуковой самолет или VIP-лайнер, не уступающий по оснащению самолету самого президента!
Учебная посадка, затем взлет – и мы опять в воздухе.
– У нас на “хвосте” в другом самолете летят ваши коллеги, можете помахать им рукой, – замечает Эндрю.
Полет подходит к завершению, к “концу” – нельзя говорить, примета у авиаторов такая.
Когда все самолеты приземлились на аэродром, инструкторы подводят итоги. Наши пилоты с заданием справились на отлично! В общем, парнями из Казахстана инструкторы очень довольны. Говорят, они быстро выучили английский, хорошо летают. Что ж, мы тоже порадовались за будущих авиаторов, ведь совсем скоро они сядут за штурвалы больших самолетов.
А я всегда буду вспоминать маленькую железную птичку в небе Флориды…
Елена КОЭМЕЦ (фото автора и Рафаэля АБДРАШИТОВА), Флорида – Алматы