Шанхайская восьмерка: почему ШОС - не инертная организация - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Шанхайская восьмерка: почему ШОС - не инертная организация

Шанхайская восьмерка: почему ШОС - не инертная организация

Прочны ли два колеса Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) – безопасность и экономическое сотрудничество и сможет ли она побороть три мировых зла? Ответы на эти вопросы искали участники XIII заседания форума ШОС в Астане, организованного Институтом мировой экономики и политики (ИМЭП) при Фонде Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы совместно с министерством иностранных дел.

  • 18 Мая 2018
  • 855
Фото - Caravan.kz

Фактор неопределенности

Эксперты восьми стран, входящих в ШОС, обсудили статус-кво организации и ключевые вызовы. Июньский саммит глав государств пройдет на фоне противоречивых и негативных процессов на мировой арене.

– Мы становимся свидетелями ожесточенных санкционных войн и углубления геополитической конфронтации. Это резко усиливает фактор неопределенности в дальнейшем развитии ситуации в сфере стратегической стабильности и безопасности в мире, – говорит директор ИМЭП Ержан САЛТЫБАЕВ. – В данных условиях актуальным является общее видение государств – членов ШОС относительно формирования справедливой и полицентричной модели мирового порядка.

В свою очередь директор Центра евроатлантической безопасности МГИМО Александр НИКИТИН в разговоре с “КАРАВАНОМ” отметил, что ШОС дистанцировалась от актуальных проблем урегулирования региональных межэтнических конфликтов, а также не сумела достичь консенсуса по целому ряду проблем, актуальных для России.

– Произошел сдвиг повестки дня ШОС из общеполитической области, сферы безопасности в сферу экономики, бизнеса, частично – гуманитарных проектов. И в ряду таких организаций, как ОДКБ, ОБСЕ, ШОС постепенно заняла нишу, связанную исключительно с экономическими и социальными проектами, но не позицию в сфере проблем безопасности, военной интеграции, несмотря на то, что в базовой декларации ШОС озвучена борьба с “тремя злами” – экстремизмом, сепаратизмом и терроризмом, – сказал эксперт.

В то же время, по мнению Никитина, рано говорить о том, что ШОС – инертная организация:

– Возможно, ШОС, особенно в условиях вступления Индии и Пакистана, удастся в ближайшие годы вернуться в круг организаций, которые реально участвуют в современном конфликтном урегулировании и достижении региональной безопасности.

Равный вес

Эксперт в области международных отношений Тимур ШАЙМЕРГЕНОВ напомнил: ШОС подразумевает формат кооперативной безопасности, достигаемой на основе доверия.

– Но это не означает прямого вмешательства в какие-то процессы, и если где-то произошла цветная революция – раз, все собрали свои войска и вмешались.

Это формат ОДКБ – коллективная безопасность. А ШОС – это вопрос доверия, когда вы можете доверять своему соседу и не держать на границах войска, а спокойно развивать экономические отношения.

Это диалоговая платформа, фактор сверки часов, когда через постоянные контакты лидеров стран на официальном уровне легче создавать новые проекты и обсуждать механизмы их реализации, – отметил Шаймергенов, добавив, что в ШОС крупные и малые игроки имеют равный вес, в то время как в любой другой организации ваш статус определяется финансовым вкладом или вашим политическим весом.

На каком языке говорить?

Руководитель программы “Евразийских исследований” ИМЭП Руслан ИЗИМОВ в беседе с “КАРАВАНОМ” отметил, что эффективность деятельности ШОС в текущих условиях снижается:

– На форуме говорилось о том, что включение Индии и Пакистана придает мощь организации, возрастает ее потенциал. В частности, общая численность населения государств-членов теперь превышает 3 миллиарда человек. Суммарный ВВП стран ШОС составляет треть от мирового. Но это просто данные, а что мы имеем на выходе?

Да, организация увеличилась количественно, но вместе с тем появились и определенные проблемы, в том числе – снижение эффективности.

И принимать решения, особенно с учетом принципа консенсуса, теперь будет еще сложнее.

Изимов приводит пример: некоторые участники объединения отказываются включать английский язык в число официальных языков ШОС.

– А на каком языке говорить Индии и Пакистану, включение которых в “шанхайскую семью” тормозилось Поднебесной и другими странами?.. Но новые члены приняты, и надо создавать минимальные условия для того, чтобы организация продолжала функционировать.

При всех имеющихся трудностях важно понимать, что ШОС не прекратит свою деятельность. Этого в первую очередь не допустит китайская сторона, которая сделает для этого все.

Но в то же время ожидать прорывных проектов в экономической и в сфере безопасности лично я, как специалист, не стал бы, – поделился мнением эксперт.

При этом знаменитый “шанхайский дух” пока скорее жив, чем мертв.

Хотя та же Россия, как и Китай, пытается продвигать собственную повестку дня. Китай не собирается менять отношения с Казахстаном — казахстанский эксперт

– Не секрет, что российская сторона последние годы продвигает альтернативные инициативы – большое евразийское партнерство, предложенное президентом Путиным на прошлогоднем майском форуме в Пекине.

Проект предполагает объединение ЕАЭС, концепции “Один пояс – один путь” и иных инициатив. Тем самым Россия демонстрирует, что не согласна с той повесткой, которую продвигает КНР.

Другое дело, насколько эффективно это получается. Экономические ресурсы нашего северного соседа, конечно, мощные, но недостаточные для реализации подобных проектов.

В июне в китайском Циндао пройдет заседание глав государств – членов ШОС, где китайская сторона будет продвигать свою программу: торговая война с США, принятие альтернативных мер и другие шаги. Малым же странам в рамках ШОС остается отстаивать свои интересы и постараться не вовлекать организацию в такие глобальные вопросы, – заключил эксперт ИМЭП.

Доминанта доверия

Заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Санат КУШКУМБАЕВ в свою очередь полагает, что ШОС усиливает позиции в мире.

– В 2001 году ШОС создавалась как структура, рассчитанная на решение проблем безопасности и торгово-экономическое взаимодействие, и эти два колеса до сих пор сохраняют ведущую флагманскую роль. В условиях, когда мировая экономика испытывает турбулентность, наблюдаются признаки нестабильности и потенциального кризиса, такие объединения призваны уменьшить соответствующие риски, – уверен Кушкумбаев. – В ШОС представлены крупные производители энергоресурсов – Россия, Казахстан, Узбекистан, и крупные потребители – Китай, Индия и Пакистан. То есть это один рынок, который может объединить участников.

И гармонизация этих отношений, стабильность поставок также являются большим вкладом, в том числе в стабильность внешнеэкономических связей Казахстана.

Также нужно создавать полноценные финансовые инструменты – банк развития ШОС.

Вице-президент Центра глобальных и стратегических исследований (Пакистан) Хафиз Масрур АХМЕД между тем акцентировал внимание коллег на том, что без стабильного Афганистана ШОС не сможет достичь своей цели, а также призвал “усилить доминанту доверия”.

А вице-президент Китайской академии международных проблем Сюй ЦЗЯНЬ констатировал, что сейчас ШОС проходит критический период и необходимы новая концепция безопасности, новый стратегический курс, который поможет укрепить “шанхайский дух”.

АСТАНА