Конечно, некоторые последователи диалектического материализма могут усмехнуться. Однако, как говорят священнослужители, если сами материалисты или их близкие не дай бог окажутся во власти духов тьмы, то им уж точно станет не до смеха…
Это не шутки
Недаром представители трех крупнейших мировых религий – иудаизма, христианства и ислама – всерьез относятся к возможности вселения в человека джиннов, бесов и злых духов. Неужели священнослужители и наши предки на протяжении тысячелетий были настолько наивны, что без всякой на то причины верили в подобные ужасы?
Если бы причина патологического поведения людей объяснялась лишь заболеваниями психики, то специалисты легко излечили бы таких пациентов. Но ведь такого пока вроде бы не наблюдается?
И походы к гадалкам, экстрасенсам и прочим колдунам в большинстве случаев тоже не помогают. Мало того что занятие это весьма утомительное и затратное, главное – оно небезопасное. И не столько для кошелька клиентов, сколько для их психики. Ведь самозванцы и обманщики, публикующие объявления вроде “изгоняю бесов за умеренную плату!”, вполне могут пользоваться новейшими психотропными препаратами и методиками.
Рассказ несчастной матери
Это произошло в Ленинграде в 1987 году.
– Моя доченька вдруг упала на пол и начала корчиться в конвульсиях, – говорит женщина, имя которой мы по вполне понятным причинам не называем. – И с нечеловеческой силой отбивалась от тех, кто пытался ей помочь…
Нежная и хрупкая, она, словно матерый уголовник, поливала всех отборными ругательствами. Причем не своим голосом, а… сиплым мужским басом.
Одна из соседок, тетя Галя, испуганно перекрестившись, посоветовала мне отвести Машу в храм Божий или же пригласить к ней священника. Чтобы он изгнал из доченьки беса. Но вот беда, я с сестрой даже с помощью соседей не смогла не то что проводить ее в храм, а даже поднять с пола.
К счастью, после церковного обряда Маше стало лучше.
Впоследствии девушка рассказывала родным, что, когда на нее накатывала волна исступления, она ощущала себя маленькой беспомощной птичкой в лапах какого-то черного зверя…
Любопытно, но обследование у психиатра, проведенное до обряда экзорцизма, не выявило у Маши никаких патологий.
Что это? Гримасы психики, сон разума, который, как известно, рождает чудовищ, или же вмешательство чего-то потустороннего? И как с этим бороться? За ответами мы обратились к представителям трех основных религиозных конфессий и выслушали мнение психолога.
Ислам о борьбе с джиннами
Беседуем с главным советником Верховного муфтия Духовного управления мусульман Казахстана шейхом Мухаммадом-Хусейном АЛСАБЕКОВЫМ.
– Есть ли в исламе понятие изгнания нечистой силы?
– Ислам признает существование джиннов, об этом сказано и в священном Коране, и в изречениях пророка Мухаммада. Надо помнить, что джинны нас видят, а мы их не видим, но на том свете мы будем их видеть, а они нас нет. Так говорится в Священном Писании. Как и среди людей, есть джинны – мусульмане, которые приняли ислам, есть и не мусульмане. Они могут насылать на людей болезни и недоброжелательную энергетику. Бывает, они вселяются в человека.
– Любой ли священнослужитель может изгонять джиннов?
– Нет, только тот, кто изучал эту науку – ученый, имеющий специальное разрешение. В исламе существует медицина пророка. Там сказано, какие именно болезни происходят от джиннов, и указаны способы их излечения. Для этого нам даны суры и аяты священного Корана, мольбы и салаваты…
Сейчас становится все больше тех, кто хочет заработать на изгнании джиннов. Они не имеют разрешения, не являются учеными, но внушают людям, будто в тех вселились джинны. А затем предлагают за определенную плату изгнать их.
Но эти “целители” ничего не знают, поэтому легко могут навредить. Ведь джинны вселяются не во всех, это происходит очень редко. К тому же имеются люди, страдающие психическими заболеваниями.
Это тоже надо учитывать, прежде чем пытаться изгонять джиннов. К таким “целителям” обращаться не надо.
– Вам приходилось самому наблюдать тех, в кого вселились джинны? Это страшное зрелище?
– Да, но бояться не надо, подобное можно излечить.
– Что надо делать, чтобы избежать коварства джиннов?
– Уповать на милость и помощь Всевышнего, молить его, чтобы он сохранил вас. Не следует находиться в грязных местах, всегда ходите чистыми – в чистой одежде и с чистыми мыслями.
Чем отличаются одержимые от бесноватых?
На наши вопросы отвечает протоиерей Русской православной церкви отец Александр СУВОРОВ.
– Практикует ли РПЦ экзорцизм?
– Прежде всего хотелось бы избавить читателя от раскрученного медийного термина “экзорцизм”. Само по себе слово правильное, но из-за того, что общество знакомо с ним по фильмам и рассказам о “добрых колдуньях”, оно может отвести людей от правильного понимания сути. Это не шоу, а серьезные, трагические и довольно опасные явления, в том числе и для сторонних наблюдателей.
Возможность присутствия иных духов или иного сознания в человеке вовсе не выдумка, а объективная реальность.
Об этом много говорится в Священном Писании, ведь Христос и его апостолы изгоняли бесов. Таким образом, возможность обитания в человеческом теле другого сознания вполне реальна. Но следует отметить: беснование – не однородное явление.
– Оно каким-то образом подразделяется на категории?
– Да, и по личным наблюдениям я разделяю его на две разновидности: одержимость и беснование. Сходные по сути, а иногда и по признакам, они представляют собой диаметрально противоположное отношение самого человека к ситуации.
Одержимостью можно назвать состояние, когда человеческая душа и некий дух, обитающий в теле, являют собой симбиотическое сожитие.
Такое состояние вполне устраивает человека, часто он даже знает про этого духа. Некоторые даже пользуются “плодами” подобного симбиоза. Внезапно открывшиеся “дары” приносят порой солидную материальную компенсацию за “аренду жилплощади” тела человека. Но только в обмен на бессмертную душу “арендодателя”. Страшно то, что одержимость может никак не проявляться внешне.
Но есть признак косвенный, но важный: действия одержимого всегда несут зло для окружающих и контактирующих с ним.
Хотя человек может оставаться тем, кем и был до того: гениальным артистом, талантливым музыкантом или успешным телеведущим.
Вторая группа – собственно бесноватые. К ним отнесем тех, которые знают про свою ситуацию, но активно ей сопротивляются. Вот как раз эта группа и проявляется во внешних выражениях, иногда довольно страшных.
– Вы сталкивались с этим явлением?
– Да, будучи еще студентом Московских духовных школ. Помню, это случилось, когда на Афонское подворье в Москве привезли честную главу великомученика и целителя Пантелеимона.
Я был шокирован увиденным: сухонькая бабулечка стояла в очереди, и, когда перед ней осталось человека два, она вдруг громко закричала мужским голосом: “Зачем ты меня сюда притащила?!”.
Будто бы через эту старушку ее собственными устами вопрошал мужчина, находившийся внутри нее самой…
К бабушке подошли два крепких пономаря, однако она спокойно раздвинула руки, и они, скользя ногами, буквально поехали по полу…
Потом встречались вещи и посерьезнее.
Должен рассказать еще об одной группе, но это скорее вопрос психиатрии. Есть лица, в основном женского пола, которые пародируют бесноватых. Они кричат в “нужные” моменты во время литургии, изображают то других людей, то животных. Такое явление получило название “кликушество”.
Из-за деда-колдуна пострадала внучка
– Значит, бесы в кого-то вселяются, а в кого-то нет?
– Всегда следует искать причину. Она может быть разной. Иногда это личный грех самого человека, иногда во всем виновата одержимость его родственников. Некоторое время назад у нас в соборе был такой случай.
Пришла красивая девушка 16 лет, у которой беснование проявлялось очень ярко. В такие моменты даже менялся цвет ее глаз. Исчезали зрачки, и глаза становились какого-то серо-фиолетового цвета.
Это не шутки и не выдумки: многие свидетели этого события и сейчас служат в храме. Имеется подтверждение и другого рода. В состоянии активного беснования девушка эта рисовала очень странные картинки и практически не смотрела на бумагу. Она, словно принтер, без отрыва карандаша запечатлевала вещи, видимые только ей одной.
Фото рисунков бесноватой девушки предоставлены протоиереем Русской православной церкви отцом Александром
Когда же приходила в себя, то всегда плакала и состояние свое описывала примерно так: “Моя душа будто находилась в маленькой клетке – в груди, меня там заперли. Я будто со стороны видела происходящее, но не могла ничего с собой поделать”. Как выяснилось, причиной бед этой девушки был ее дедушка – потомственный колдун, как он сам себя именовал.
– Из-за чего же она получила это наказание?
– Девушка, когда пришло время, не пожелала принять от деда “бесценный дар”. Возможно, если бы она согласилась, то стала бы очередной великой целительницей или даже провидицей. В таком случае ее состояние бы называлось одержимостью. Ее бы тогда не трясло и не кидало, и вела бы она вполне обычную жизнь, получая хорошие деньги за свой дар. Но она выбрала борьбу, а бесы такого не прощают.
– Удалось ли изгнать из нее этого беса?
– Точного ответа дать не могу, но ее приступы прекратились. Однако совершаемые над девушкой молитвы не являлись отчиткой. Над ней просто повторили запрещательные молитвы из чина оглашения, которые прочитываются при Крещении над каждым христианином.
Обряд отчитки
– Что такое отчитка?
– Особый молебен “Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых”. Существует и менее распространенное чинопоследование из требника, составленного митрополитом Петром Могилой.
– Кто может совершать этот обряд?
– Лаодикийский собор (364 год) постановил: “Не произведенным от епископов не должно заклинати ни в церквах, ни в домах…” (правило 26). Следовательно, священнослужитель должен на это иметь благословение от Правящего архиерея. Как правило, это монахи. Но не оттого, что у монахов больше власти над бесами, а по той причине, что у них нет ни семьи, ни детей. Поэтому бесам не на ком будет после отыгрываться.
Православная церковь всегда следовала словам Спасителя, что “сей род изгоняется только молитвою и постом”, то есть правильной подвижнической жизнью, благодаря которой христианин по мере смирения достигает бесстрастия и получает от Бога дар побеждения злых духов. Только достигший бесстрастия способен без вреда для больных и для себя вступить в открытую борьбу с духами тьмы. Однако таковых и в древности были единицы. Григорий Синаит в XIV веке, пишет епископ Игнатий Брянчанинов, “решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки…”.
Самодеятельность опасна!
– Может ли священнослужитель на свой страх и риск осмелиться на отчитку?
– Священник, даже самый благочестивый, но дерзающий сам с помощью особых молитв и священнодействий (exopereoperate) изгонять (отчитывать) злых духов, рискует не только себя подвергнуть тому поруганию от них, о котором повествует книга Деяний апостольских, но ввергнуть и бесноватого в еще большие болезни и страдания. Святитель Игнатий с горечью восклицал о подобных попытках: “Душепагубное актерство и печальнейшая комедия – старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований”. Он же утверждает: “Никаких заклинательных молитв не нужно: они прочитаны над каждым из вас при святом Крещении”.
– Что же делать обычным людям?
– Совет тут один: покаяние и участие в таинствах церковных – исповеди, причащении и соборовании. Но главное – это поглядеть внутрь себя. Возможно, причина в неверном образе жизни. Отмечу, святые места порой очень сильно помогают человеку избавиться, отстать от греховного образа мысли и от греховной жизни.
В требнике есть запрещательная молитва святого Василия Великого. Да и вообще любое воздыхание к Богу в соединении с сердцем приносит людям помощь. Если внимательно прочитывать “Отче наш” – то там всё есть! “…Но избави нас от лукавого…” – разве это не молитва, избавляющая от бесовского влияния?! К тому же ее дал сам Господь.
Иудаизм о темных силах
Рассказывает главный раввин Республики Казахстан Ешая КОГЕН.
– Существует ли в иудаизме практика изгнания вселившихся в человека душ, демонов и бесов?
– Бог создал человека из двух частей: смертного тела и бессмертной души. Душа божественна, она всегда стремится к добру и не может выбирать между добром и злом. Но у нее есть возможность подниматься с одного духовного уровня на другой, и для этого она должна спускаться в физический мир, в котором как раз возможны как духовный подъем, так и спуск.
Бог создал человека с физическим телом, чтобы у души в этом материальном одеянии была возможность выбирать между добром и злом и соответственно подниматься выше или опускаться ниже. За праведную жизнь человека ждет награда, за неправедную – наказание.
Бог создал землю и все, что ее населяет, как сад, за которым человек обязан ухаживать: делать добро, исполняя заповеди (для всего человечества их семь, “Семь заповедей сыновей Ноя”, и для евреев – 613).
У каждой души есть своя миссия, которую она исполняет в тот период существования, когда находится в теле человека. Это такая командировка для души.
– Если душа не сможет исполнить за земную жизнь человека то, что ей предназначено?
– Душа не всегда успевает выполнить все задачи за одну человеческую жизнь, и тогда она отправляется на землю и во второй раз, и в третий… Словом, пока не завершит свою задачу.
– И что потом?
– После возвращения из “командировки” она предстает перед Божественным судом, который решает, куда душа отправится: в рай, в ад или снова на землю, чтобы завершить свое дело.
Если человек грешил, то он будет мучиться даже в своей земной жизни, а после его ждут мучения в аду.
Но душа грешника может ждать сотни и даже тысячи лет, прежде чем попадет в ад, где она, как в стиральной машине, очистится от грехов. И в ожидании своей очереди она шатается по духовным мирам и мучается.
Главный признак подселения – чужие знания
– Душа грешника может вселяться в живых людей?
– Да, и у того, в кого она вселится, получится сразу две души. При этом должны быть какие-то предпосылки к тому, чтобы грешная душа подселилась к конкретному человеку. Он должен иметь какое-то пятно, совершить какие-то грехи, которые создают возможность для подселения.
Когда такая душа вселяется в кого-нибудь, получается, будто одной машиной управляют сразу два шофера.
Человек, в которого вселилась грешная душа, начинает вести себя странно. Он может говорить не своим голосом, вести себя, подобно животным, или просто очень агрессивно. Может рассказывать такие вещи, о которых явно не мог знать! Например, из прошлого времени. То есть “управление” этим физическим телом захватила та самая подселенная грешная душа.
История первого Любавичского ребе
– В Торе описана история еврейского пророка Захарии, который, как и положено пророку, предупреждал евреев о том, что если они не раскаются, то их ждут тяжелые времена. Но его не послушали, более того, убили… Это, конечно, большой грех.
Примерно 250 лет назад к Алтер Ребе, первому Любавичскому ребе, привели человека, который вел себя неадекватно, и его пришлось даже связать, чтобы он не причинил вреда другим людям и себе самому. Алтер Ребе рассказал историю Захарии и объяснил, почему его убили.
Существует правило, что пророк должен передавать людям пророчества, полученные от Всевышнего, чтобы они раскаялись и изменились. Если же он этого не делает, получается, что предупреждения не было, а значит, и наказания не будет тоже. Захария выполнил свою обязанность, и много людей пострадали. То есть он был причастен к этим смертям, как бы сам стал убийцей. И его убили. То есть убили убийцу.
Человек, убивший Захарию, убил не просто пророка, а человека, принесшего много горя своим пророчеством.
Ведь тот мог промолчать, взяв этот грех на себя, но тем самым предотвратив множество смертей. Таким образом человек, который убил пророка, предотвратил наказание для своего народа. Так Любавичский ребе объяснил поступок человека, убившего Захарию, нашел что-то положительное в его зле. И как только ребе закончил говорить, послышался странный шум, и человек, в которого вселилась грешная душа, пришел в себя. Это была душа того самого человека, который убил Захарию. Ребе облегчил ее положение, отчасти оправдав ее действия.
Сначала следует исключить психическое заболевание
– Если к вам придут родственники человека из вашей общины и пожалуются, что их близкий стал себя вести не так, как раньше? Например, кричать, кидаться на окружающих, что вы им посоветуете?
– Для начала рекомендую отправиться к психиатру. Первым делом надо исключить заболевания психики. Ведь подселение случается в очень редких случаях. И зачастую нет никаких признаков. Если человек ведет себя, как сумасшедший, это, скорее всего, говорит, что у него не в порядке голова. Самый явный признак подселения – если он начинает рассказывать о том, чего не мог знать ни он сам, ни его близкие.
– Кто может изгнать из людей подселившиеся души?
– Изгонять из людей вселившиеся сущности может лишь святой человек, который видит то, что не видят другие, и знает то, о чем они не имеют ни малейшего представления. И только святой человек знает, как выручить эту бедную душу.
– Можно ли верить тем, кто за определенную плату обещает изгнать духов?
– Нет, это простые обманщики, обладающие способностью убеждения. Способность видеть души может получить только человек очень и очень высокого духовного уровня. Его помощь чужой душе не выражается в денежном эквиваленте.
Освобождение подселившихся душ – это очень опасное занятие.
Ведь они могут существенно повредить не только тому, в кого вселились, но и тому, кто пытается их изгнать, а также всем, кто находится рядом.
Мнение психолога
Президент общественного фонда “Институт равных прав и равных возможностей”, директор приюта для жертв бытового насилия “Arasha”, психолог Маргарита УСКЕМБАЕВА:
– Магическое сознание у людей возникло намного раньше, чем научное. Но если смотреть с точки зрения науки, то вселение в людей потусторонних сил может объясняться различными психиатрическими заболеваниями. Ведь сознание человека бывает патологичным и непатологичным. В данном случае, по моему мнению, мы имеем дело с патологичным сознанием.
– Значит, те, кто проводит обряды экзорцизма, заблуждаются?
– Просто они следуют своей системе верований, но не излечивают психически больных людей.
Кстати, обряды изгнания сущностей во многих случаях оказывают позитивное воздействие. Просто люди верят, что им поможет именно это…
***
Люди, конечно, вольны поступать так, как им заблагорассудится. Одни, заметив неладное, ведут родных и близких на прием к психиатру, другие – к гадалкам и экстрасенсам, третьи – в мечеть, церковь или синагогу.
Но в любом случае следует помнить, что даже материальный взгляд на мир – это еще не причина для того, чтобы совершать нехорошие поступки. Впустить демонов гораздо проще, чем изгнать их…