Девочку нашли через девять дней. Точнее – то, что от нее осталось…
В последних числах августа в одном из таразских микрорайонов пропала полуторагодовалая Аяна Айткали. Она играла во дворе своего дома с пятилетним братишкой. Мама готовила ужин и приглядывала за ними из окна – благо квартира на первом этаже. В очередной раз выглянув на улицу, женщина не увидела дочь. Выскочив во двор, она стала искать ребенка. И кто-то сказал, что девочку вроде увел какой-то мужчина бомжеватой наружности.
Когда стало понятно, что самим ребенка не найти, обратились в полицию.
Полицейские организовали масштабное прочесывание местности. Подворный и поквартирный обход уже на следующий день дал свои результаты. Житель того же дома, откуда была пропавшая девочка, рассказал, что к нему приходил его знакомый по имени Жаксылык. Они вместе когда-то работали на станции техобслуживания автомобилей. С ним была маленькая девочка – по приметам похожа на Аяну. Так появилась ориентировка на некоего Жаксылыка Уалиева, ранее судимого за кражу и грабеж.
Искали всем миром
Фото подозреваемого полицейские специально развесили под розыскными листами Аяны по всему городу. Родители обещали награду за помощь в поисках. Помогло это или помешало, сейчас говорить трудно.
– К нам стали поступать совершенно противоречивые сообщения, – рассказал на пресс-конференции начальник ГУВД Тараза полковник Болат КУЛЕКЕЕВ. – Одни видели девочку в районе аэропорта, другие – в районе химпоселка, третьи – в одном из микрорайонов. Все эти направления проверялись, силы рассредотачивались, уходило время. В поисках задействовали более полутора тысяч человек, в том числе сослуживца отца Аяны – офицера одной из войсковых частей Тараза. Мы даже стали в этом и близлежащих районах проверять семьи, которые хотели, но не могли иметь детей: вдруг это было заказное похищение?
Поиски закончились неожиданно. На девятый день мама Аяны нечаянно увидела и опознала проходящего мимо бомжа. Хотя он совсем не был похож на фотографию 2002 года, которую размножили для поисков, – не лишенный приятности холеный молодой человек за эти годы превратился в обрюзгшего неопрятного типа.
Сумасшедший или нет?
Через несколько минут подозреваемый был задержан, а уже через полчаса он водил следователей по пустырю за массивом “Коктем”, чтобы показать им, куда спрятал останки девочки.
– Его спрашивают: “Скажи, что ты сделал?”. А он все одно и то же повторяет: “Она умерла от холода”. Но вместо того чтобы засыпать землей, он собрал сухие ветки, обложил тело и поджег, – недоумевает первый заместитель начальника ДВД полковник Берик КУТБАЕВ. – Я его прямо спросил: “Ты что с ней сделал?”. Он трясется, твердит, что она сама умерла… Ведет себя так, как будто не в своем уме. Однако его поведение после похищения показывает, что подозреваемый отдавал отчет своим действиям. Грамотно заметал следы. Мы его искали за городом, а он прятался неподалеку от дома, где жила семья Аяны, – в заброшенном здании бывшего автопредприятия.
В двух шагах от спасения
Сейчас следователи по крупинкам собирают хронологию этих страшных дней. Выяснилось, что однажды девочка была близка к спасению. Она уползла от своего спящего похитителя, ее, плачущую, подобрала местная жительница и собиралась уже унести домой. Но похититель проснулся и отобрал ребенка, сказав, что это его дочь.
Четыре дня Уалиев, по его показаниям, водил Аяну по своим “лежбищам”. Весь его скудный скарб лежал в его корзине, которую он носил всюду с собой. В числе прочего там же была и еда, которую он делил с малышкой.
Умерла ли девочка от ужасной пищи – грязных сухарей и объедков, или, вправду, как утверждает Уалиев, от переохлаждения организма, сейчас сказать трудно. На пепелище были найдены только косточки и остатки футболки с аппликацией в виде сердечек…
Следствие теряется в догадках
Опытные полицейские с большим стажем работы до сих пор не могут понять, что стало мотивом столь странного похищения. Месть? Но родители Аяны недавно переехали в Тараз и с похитителем никак не пересекались. Выкупа он не просил. На сексуального маньяка не похож по психологическому типу. Сам Уалиев говорит, что был пьян и просто хотел поиграть с ребенком. А протрезвев, испугался, побоялся возвращать девочку, поэтому и водил с собой. Но зачем ему понадобилось ее сжигать? Этот вопрос не дает покоя следователям. Возможно, на него даст ответ ряд экспертиз, которые назначены следствием.
Фото с ориентировкой предоставлено пресс-службой Жамбылского ДВД.
Индира БОТАШЕВА (фото автора), Тараз