“Чертова песочница”
Вынужденный провести в Семипалатинске пять лет, великий русский писатель Федор Достоевский в сердцах назвал город “чертовой песочницей”. Злое прозвище тут же подхватили офицеры местного гарнизона, и на протяжении полувека его только так и называли, ведь с апреля по ноябрь на улицах невозможно было открыть глаза и вдохнуть полной грудью.
Так сложилось, что степное правобережье и песчаный правый берег Иртыша при малейшем дуновении ветра засыпают город песком.
В 1930-е годы понадобилось решение на уровне правительства СССР, чтобы спасти легкие местных жителей. Тогда волевым решением были высажены сотни тысяч деревьев, а затем посадки продолжались на протяжении пяти десятилетий. Благодаря этому люди забыли про пыльные бури, и Семипалатинск советских времен был одним из самых зеленых городов Казахстана.
Но на протяжении последних 20 лет бизнесмены Семея упорно возвращают его в состояние эпохи Достоевского.
Владелец каждого ларька считает своим долгом срубить взрослое дерево, заслоняющее его вывеску.
О том, что пышная крона защищает от пыли, дарит тень и прохладу живущим вокруг людям, никто не думает. Владельцы же крупных торговых домов спиливают деревья целыми кварталами. Традиционно ветреная погода поднимает с земли тонны пыли и песка. И в итоге сегодня страшно открывать окна в домах – подоконники засыпает в течение получаса. Совсем не редкость видеть прохожих, которые идут, нагнув голову и прикрывая рукой лицо от песка. Часты пыльные мини-торнадо. А чистых белых воротничков рубашек нет ни у одного мужчины Семея, побывшего на улице хотя бы полчаса. Во что превращаются легкие горожан, страшно представить.
Говорят, ежедневно на каждого приходится по ложке песка – причем того, по которому ходили и ездили тысячи людей и машин, на который чихали и кашляли, который только что взлетел из мусорного контейнера, по которому пробежала стая бродячих псов…
А деревьев, которые сдерживают дерн, берут на себя 90 процентов пыли и вырабатывают кислород, становится все меньше и меньше.
Танцуют все!
По закону срубивший дерево должен посадить два. Увы, он работает даже не через раз. Через пять! К тому же вместо раскидистых высоких деревьев сегодня стараются высаживать пирамидальные тополя и рябины, скудная крона которых для Семея противопоказана. В Центральном парке Семея вырубают деревья ради ларьков
Еще чаще высаживают кустарники, которые и вовсе не способны заменить взрослые деревья.
И даже там, где предприниматель честно посадил два дерева, придется не одно десятилетие глотать пыль в ожидании, когда они вырастут. Дорожники, которые лопатами (!) сметают по обочинам песок с мусором в кучки, ситуацию тем более не спасают. Кардинально решить проблему смог бы разве что пылесос такой мощности, чтобы в Канаде люстры на пол сыпались. Но где ж его возьмешь?
При этом с пилами вокруг деревьев танцуют все – и власти, и предприниматели.
Несколько лет назад по решению городского акимата на улице Гагарина было спилено две тысячи деревьев. По закону должны были высадить четыре тысячи. Но в землю закопали пару сотен, из которых прижилось 11 саженцев, 8 из них еще через год засохли.
Но как будто этого мало, на той же злополучной улице по непонятной причине газоны не оградили бордюрным камнем, и земля осыпается на проезжую часть, добавляя пыльной массы. Вопрос этот поднимается каждый год. Но вопросом и остается. А осенью прошлого года власти города вырубили тройной парковый массив в районе памятника Абаю.
– Все работы по спилу проводились на основании заключения лесопаталогической экспертизы, – заявил тогда бывший руководитель отдела ЖКХ Марат АЛЕНОВ, уверяя, что под нож пошли только аварийные и больные растения. Вопрос, неужели среди сотен деревьев не оказалось ни одного здорового, чиновник проигнорировал.
Видя это, предприниматели тем более не имеют резона щадить растения. Последний скандал разгорелся вокруг здания по улице Кабанбай батыра.
Новый владелец помещения на первом этаже пятиэтажки решил, что клены будут мешать виду на его будущий салон, и спилил все деревья, чтобы освободить место под автостоянку.
Взамен зеленой аллейки под жилым домом будут “расти” чадящие выхлопными газами автомобили. Причем расти их число будет гораздо быстрее, чем чахлые кустики, которые предприниматель высадил по периметру площадки, ведь это место возле центрального рынка, там парковка чуть ли не на вес золота. При этом рядом, на расстоянии ста метров, расположено четыре автобусных остановки и совсем не осталось деревьев. Чем будут дышать жители шести близлежащих много-этажек, опять-таки никого не волнует.
Власти пожимают плечами и поводов для беспокойства не видят.
– Зачем так возмущаться? Предприниматель в соответствии с законом высадит по два дерева взамен вырубленных. Мы это проконтролируем, – успокоил возмущенных заместитель акима Семея Николай УШАКОВ.
Как дожить до времени, когда саженцы вырастут? Кто будет контролировать, прижились они и способны ли расти, если даже посаженное по решению акимата никто не отслеживает? Ответов нет.
В чьих интересах щепки летят?
Активисты Семея полагают, что подобная расправа с зелеными насаждениями проводится вопреки интересам горожан. Откуда дровишки
– Последний случай вырубки деревьев по улице Кабанбай батыра стал фактически вызовом, – считает член совета общественности Семея Николай ИСАЕВ. – К пыльным бурям добавляются отработанные газы от автомашин, работающих на холостом ходу, и, как известно, наносящие вред окружающей среде и всему живому содержащимися в них тяжелыми металлами.
Кроме того, уход за саженцами возлагается на городской бюджет, а это намного дороже, чем полив взрослых деревьев.
– По нашему мнению, большинство массовых порубок деревьев на землях общего пользования проведено вопреки интересам общества и здоровой логике, в связи с чем мы предполагаем, что здесь присутствует коррупционная составляющая, – заявила заместитель председателя совета общественности Семея Жанна ЖИБРАЕВА.
Общественники обратились в региональное управление по противодействию коррупции с просьбой разобраться в реальных причинах массовой раздачи разрешений на спил деревьев. Быть может, это спасет остатки “зеленых легких” Семея.
Семей