Несмотря на жару, самый зимний праздник уже ощущается: на двери соседней квартиры вторую неделю висит рождественский венок. В торговых центрах заняли свои почетные места почтовые ящики с надписью “Для Санта-Клауса”. Тут же – открытки и конверты с уже готовым “адресом получателя”: остается только вписать желание.
Мой собственный почтовый ящик распух от всевозможных рождественских рекламных предложений: “когда зажгутся огни на елке, мы угостим вас традиционным глинтвейном”, “святочный ужин завершится сочной индейкой…”, “если вы соскучились по снежному Рождеству – загляните к нам”…
Покупаем все! Особенно ненужное!
Вот про снег и глинтвейн, а также про то, что кто-то по ним соскучился, – это прямо не в бровь, а в глаз. Потому что все вышеописанное происходит в Объединенных Арабских Эмиратах. Уточним: в пустыне, в которой не только елки, но и большинство другой флоры не растет в принципе; в регионе, где снега нет по определению; в стране, где государственная религия – ислам и где употребление спиртных напитков преследуется по закону.
Все это есть.
Но есть и другое: Рождество в Дубае отмечается почти с таким же размахом, как и Курбан-байрам. Тому есть несколько объяснений: и экономических, и социальных, и человеческих.
Начнем с экономики, хотя с нею и так все предельно ясно: даже знаменитый дубайский “шопинг-фестиваль” не может сравниться с рождественской торговой лихорадкой. Торговцы удовлетворенно потирают руки – народ скупает все, особенно ненужное, особенно в Дубае: от теплых шарфов и варежек до коньков и лыж.
То же самое в кафе и ресторанах: пряничные домики (красота такая, что кусать жалко!), традиционная индейка (и почему ее продают только целиком?) и отдельный дубайский прикол – глинтвейн, специальный напиток для “тех, кто с мороза”, в жаркой пустыне. Знакомый бармен Саид объясняет: в рождественскую ночь в их баре температуру обычно специально опускают на несколько градусов – для зимнего настроения и для того, чтобы подчеркнуть сам процесс пития глинтвейна. Тоже выход…
Когда вас поздравлять?
Теперь о причинах социальных, к которым относится, например, рост немусульманского населения. Из более чем четырех с половиной миллионов человек (все население ОАЭ, включая иностранцев) три четверти – мусульмане. А одна четверть – это индуисты, буддисты, меньшинства сикхов и бахаи, но второе место после индуистов занимают христиане. Католики и православные. Их в ОАЭ становится все больше, причем не только за счет высокооплачиваемых специалистов из Европы, но и за счет трудовых мигрантов попроще – например, филиппинцев, которые стройными невысокими рядами заполнили магазины (продавцы), кафе и рестораны (официанты) и, главное, виллы и квартиры многотысячной армией housekeepers – домработниц. И если кто не в курсе, то филиппинцы – католики.
Понятно, что все эти люди не только отмечают свои праздники, но и молятся в своих храмах. В Абу-Даби, столице ОАЭ, построен даже целый межконфессиональный городок: католический костел, лютеранская и другие церкви и – что особенно важно для эмигрантов из СНГ – православная церковь Святого Николая. Есть христианские церкви в Дубае и Шардже. И Рождество здесь отмечают так, как положено: праздничными богослужениями.
Что же касается человеческого объяснения всей этой рождественской истории… Я не знаю, что движет “локалами”, то есть коренными жителями ОАЭ, но они как-то устроили так, что здесь мирно сосуществуют те, кто в других точках земного шара враждует. И за три года жизни в Дубае моей религиозной принадлежностью поинтересовались дважды: в первый раз – когда оформляли визу, а второй – как раз вчера, когда я тащила домой елку.
“О, christmas tree (рождественское дерево)! – обрадовался консьерж и со знанием дела поинтересовался: – Мадам, а когда поздравлять вас с Рождеством: в декабре или январе?”.
Самира САДВАКАСОВА, Дубай