Борьба в ритме... танца - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Борьба в ритме... танца

Борьба в ритме... танца

Бразильское боевое искусство  капоэйро сразу выделяется на фоне других единоборств. Понять, что же это такое – средство самообороны, акробатика или же танец, нам поможет Рустам БАЛАБАЕВ, вице-президент Федерации капоэйро Казахстана, одним из первых начавший обучать в нашей стране этому искусству.

  • 24 Декабря 2010
  • 2283
Фото - Caravan.kz

Сверхспособности не нужны!

Для многих капоэйро – это просто танцы, сдобренные цирковыми трюками. Причина такого суждения кроется в истории самой борьбы. Изначально она являлась средством защиты и самообороны. Но постепенно, когда необходимость быть постоянно готовым к бою отпала, капоэйро стало носить демонстрационный характер. По этой причине пошло разделение на различные школы. Школа “Ангола” испытала на себе влияние растаманской культуры, “Режиональ” сделала ставку на поддержание традиций, являясь боевым искусством в меньшей степени. А вот контемпоранео – стиль боевой, который и преподается в Казахстане. То есть капоэйро сочетает в себе элементы из боевого искусства, акробатики и танцев. Все эти элементы делятся на демонстрационные и боевые. Состязания проходят в двух видах – в одном капоэйристы выходят в специальный круг из людей – роду – и показывают, насколько они подготовлены технически. Во втором виде уже идет контактный бой. Набор технических элементов, состоящий в основном из вращений, бросков и подсечек, ранжируется согласно целям, для которых они используются. Акробатика, к примеру, необходима для того, чтобы в зависимости от ситуации можно было переменить позицию тела. А, допустим, общеизвестный элемент “колесо” используется лишь на показательных выступлениях – для боя он непригоден. Чем еще привлекательно капоэйро, рассказывает наш гость Рустам БАЛАБАЕВ:

– Мое увлечение этой борьбой началось после просмотра фильма “Только сильнейшие”. В то время в стране о ней никто не слышал, было в диковинку наблюдать различные качающиеся движения героев. Плюс философия капоэйро: если верить в себя, добьешься успеха во всем, несмотря на трудности, – вселяла оптимизм в тяжелые 90-е. А для того, чтобы стать хорошим капоэйристом, не обязательно иметь сверхспособности, научиться может любой человек.

Травмы – от беспечности

– Как начинали осваивать капойэро? Ведь учиться-то было не у кого.

– В начале 2000-х я повесил в родном Актобе объявление о том, что открывается клуб любителей капоэйро. Откликнулось около двадцати человек. На первом занятии я сказал, что пока ничего не умею. У меня были распечатки с несколькими базовыми элементами, что-то еще – у других ребят. Самый первый элемент – джинга – мы выучили быстро, по-другому он называется “маятник”. Суть его – в постоянном раскачивании ногами, это своеобразная стойка. Уже гораздо позже, обучаясь у мастеров из Бразилии, я понял, что многие вещи, которые мы делали, были полным бредом (смеется)!

– А если к вам приходит мужчина лет тридцати, который никогда вообще ничем не занимался, у него есть шансы научиться капойэро?

– Конечно, ведь здесь нет ограничений. Мы смотрим возможности каждого и, если человек раньше не занимался каким-то видом спорта, первое время даем общую физическую подготовку. Только потом приступаем к обучению базовым элементам – перемещениям, уходам, простым ударам…

– Капойэро – травматичное занятие?

– Все зависит от человека, в основном травмы получают из-за беспечности. Из-за незнания элементов, которые выполняешь, можно получить повреждения. Даже если что-то не знакомо, надо, чтобы тело было готово упасть, руку выгнуть и так далее. Если не быть беспечным, то травм можно избежать. Максимум, что можно заработать, это растяжение, и то из-за усиленных упражнений.

В реальном поединке не до выплясываний

– Расскажите подробнее о боевой составляющей капоэйро.

– Танцы и акробатические элементы делают капоэйро зрелищным, привлекают людей красотой исполнения. В реальном бою это не пригодится. В боевых условиях в капоэйро-контемпоранео первая цель, как и у всех других искусств, – самозащита. В контактном бое часто практикуются удары головой (кабесада) и защита от них. Жуэляда, например, – выставление колена. Ну и, конечно, различные удары ногами – с маха, толчка или разворота. Для того чтобы наносить удары правильно и чтобы они оказались действенными, необходимы некоторые акробатические приемы. Это отличает капоэйро от других боевых искусств. Всего существует около 45 элементов для боя. Чтобы их изучить, требуется около трех лет. Но это не значит, что только по истечении этого срока вы сможете дать отпор противникам. Примерно через полгода вы уже будете владеть приемами, которые вас защитят.

– А как вы оцените эффективность вашего вида единоборств?

– Когда вы попадете в сложную ситуацию, вас спасет не капоэйро как боевое искусство, а то, как оперативно вы отреагируете на создавшееся положение. Даже чемпион мира по боям без правил Федор Емельяненко не совладает с толпой людей в темном переулке и не поймет, откуда последовал первый удар. Возможно, ему надо было просто бежать. Капоэйро учит думать: как ты стоишь по отношению к противнику, например. Оказавшись перед соперником, никто из моих учеников не будет что-то выплясывать и просто махать ногами. Капоэйро учит не бить, а давать сопернику отпор: реагировать на удар, блокировать его, уходить от него. Хотя, если нападают пять-шесть человек, лучше убежать, либо взять в помощь палку или другой предмет.