О катастрофической угрозе бактериального ожога для казахстанского садоводства газета “КАРАВАН” писала много раз, однако вопросы садоводов-дачников и фермеров продолжают поступать в НИИ защиты и карантина растений.
Напомним, впервые болезнь была обнаружена в Северной Америке (США) в 1880 году.
Проникновение в Европу датируется 1957 годом. В настоящее время наблюдается ее экспансия по всему земному шару: заболевание отмечено более чем в 40 странах. Такая широкая распространенность бактериального ожога, несмотря на различие природно-климатических условий стран, где отмечается болезнь, свидетельствует об экологической пластичности ее возбудителя. Следовательно, угроза расширения ее ареала сохранится и в дальнейшем.
Анализ путей проникновения болезни в сады Казахстана приводит к следующим выводам. Начиная с 2003 года, согласно импортным карантинным разрешениям, в нашу страну начали завозить посадочный материал (плодовые и декоративные породы) из многих стран дальнего зарубежья (Бельгия, Германия, Италия, Польша, США, Турция и др.).
Завозили его также из стран СНГ, где бактериальный ожог имеет распространение.
По данным министерства сельского хозяйства РК, за последние годы в страну было импортировано более 10,3 миллиона саженцев яблони, груши и других плодовых пород. Можно предположить, что вместе с посадочным материалом была завезена скрытая (латентная) инфекция болезни, которая заразила вновь закладываемые сады. А еще инфекция передалась существующим насаждениям.
Болезнь снижает урожай в 2,2 раза
Отдельные вопросы биологии возбудителя и экологии болезни еще недостаточно изучены. Не разработаны и кардинальные меры защиты плодовых садов от этого опасного заболевания.
Наши специалисты обследовали плодовые насаждения 13 регионов республики. Особое внимание уделено Алматинской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областям – основной промышленной зоне садоводства, где производится около 90 процентов плодовой продукции ценных южных сортов. Остальные 10 областей можно отнести к зоне потребительского садоводства. Выявлена тревожная фитосанитарная обстановка.
Так, пораженность бактериальным ожогом яблоневых садов основной промышленной зоны составила от 52,5 до 59,5 процента со степенью развития болезни от 12,6 до 17,5 процента.
Груша поражается значительно больше. В других областях республики болезнь также встречается, но в меньшем масштабе. Установлено, что в наших условиях она является очень вредоносной, сильно подавляет ростовые процессы яблони и резко снижает урожай (в 2,2 раза). Беда на наши яблоки
В условиях Казахстана бактериальный ожог поражает все органы плодового дерева: соцветия, завязь, побеги, плоды, листья, скелетные ветви, штамбы и почки. Симптомы проявления болезни на этих органах подробно описаны в научных и газетных публикациях.
Из районированных сортов яблони наиболее восприимчивыми к бактериальтному ожогу оказались голден делишес, айдаред, рашида, апорт, румянка алматинская. К устойчивым сортам следует отнести такие, как мельба, заря алатау, ренет Бурхардта, грушовка, гренни смит, фуджи, гала. Что касается груши, то нет устойчивых сортов, особенно сильно поражаются талгарская и лесная красавица. В западном, восточном и северном регионах тоже отмечены устойчивые и восприимчивые сорта.
Медный купорос вам в помощь
В Европе за 60 лет так и не разработаны кардинальные меры борьбы с заболеванием. В США этой проблемой занимались еще раньше. Пока широко применяются радикальные меры – раскорчевка и сжигание больных деревьев, уничтожение всех растительных остатков вокруг них, соблюдение карантинных мероприятий против заноса в сад инфекции. Для защиты особо ценных сортов и насаждений под контролем карантинной службы рекомендуется препарат, в состав которого входят антибиотики, что является весьма дорогим мероприятием. К тому же антибиотики запрещены в пищевых продуктах.
Зарубежные ученые предлагают ряд препаратов, дающих некоторый положительный эффект против болезни. Например, польские ученые предлагают нам технологию защиты сада от бактериального ожога путем сочетания нескольких препаратов. Однако по этой технологии сад обрабатывается 15–17 раз, что дорого для наших фермеров.
На основе литературных источников и практического опыта в борьбе с бактериальным ожогом можно предложить следующие меры.
При посадке нового сада контролируйте качество посадочного материала. При сомнении обратитесь в соответствующие научные учреждения для идентификации возбудителя болезни. Самое время провести вырезку больных ветвей с захватом 6–8 сантиметров здоровой ткани, так как на этом отрезке может находиться невидимая (латентная) инфекция болезни. Места срезов обработайте 4–5-процентным медным купоросом и покройте садовой замазкой.
Сильно пораженные деревья, не поддающиеся лечению, следует выкорчевать. Больные ветви и деревья сожгите.
Зачистите места поражения болезнью на штамбе и скелетных ветвях и продезинфицируйте места зачистки 4–5-процентным медным купоросом и покройте садовой замазкой. Зачищенную кору также сожгите. Почему деградирует апорт
Весной до распускания почек или осенью проведите “голубое опрыскивание” 4-процентной бордоской жидкостью с нормой 400 граммов медного купороса и 400 граммов свежегашенной извести на 10 литров воды.
Для этого отдельно разведите медный купорос, отдельно известь, затем растворенный медный купорос тонкой струей влейте в известковое молоко (не наоборот), постепенно смешайте деревянной лопаткой.
Да, при работе с медным купоросом не используйте металлическую посуду!
Перед цветением и сразу после цветения деревьев рекомендуется использовать 1-процентную бордоскую жидкость.
В список препаратов (ядохимикатов), разрешенных к применению на территории Республики Казахстан против бактериального ожога, включены японский “Касумин” с нормой расхода 3 литра на гектар и американский препарат “Косайд” (2 литра на гектар) с кратностью обработок 2–3 раза в течение вегетации. Рекомендуем садоводам понаблюдать за их эффективностью.