Зачем бессовестные археологи ставят древние памятники на частной территории в Алматинской области - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-6 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Зачем бессовестные археологи ставят древние памятники на частной территории в Алматинской области

Зачем бессовестные археологи ставят древние памятники на частной территории в Алматинской области

Часть территории средневекового (!) города Кастека, что в Жамбылском районе Алматинской области, огорожена – частная собственность. Скотина (тоже хозяйская), двуногие варвары уничтожают добытые археологами артефакты VII–ХIV веков. А в русле реки Кастек незаконно выросли дома…

  • 13 Апреля 2018
  • 3550
Фото - Caravan.kz

Казахстанские ученые, раскрывшие многие тайны истории, бьются над загадкой: как памятник археологии, охраняемый государством, оказался продан? Почему водоохранная зона, часть городища, застраивается? Выходит, Жамбылский район живет по своим законам?

“Невозможно подъехать, чтобы вывезти отвалы”

Вот ни за что не поверю, что есть такой человек в районном, сельском акиматах, который не знает о древнем памятнике Кастек рядом с одноименным селом. Ученых в селе знают как облупленных. А каждый второй местный житель вам расскажет, чем знаменита эта местность.

Еще в 2012 году мы участвовали в археологических раскопках. Уже тогда ученые поднимали проблемы сохранности городища (“Разбазариваем наследство предков”, “КАРАВАН” от 13 июля). Ведущий научный сотрудник Института археологии им. А. Х. Маргулана Арнабай НУРЖАНОВ рассказывал, что 13 октября 2011 года археологи написали письмо на имя акима Жамбылского района, в котором указали, что городище Кастек-1 занимает 18 гектаров. А с учетом прилегающей сельской территории (рабата), некрополя – 30 гектаров. И по Закону РК “Сохранение и использование культурного наследия” земля является госсобственностью и вообще не может быть продана.

При этом часть городища была распахана, засеяна ячменем. А на охраняемой территории некий предприниматель построил дом.

Последующие годы археологи скрупулезно продолжали раскопки, наблюдали, как вдоль речки растут дома, кошары для скота, туалеты. Писали письма, отправляли карты, ждали ответов. А теперь и часть городища оказалась за забором с колючей проволокой.

Невозможно подъехать к месту раскопок, чтобы вывезти отвалы.

 

По словам ученого, из 30 гектаров городища осталось всего четыре. Нам предоставили аэрофотоснимки местности, которые определили его границы, площадь.

“Во многих селах сейчас нет канализации, а у предков была”

Вместе с ученым мы отправились в уже знакомое место. Голова кружилась от чистого воздуха, зеленеющая степь ласкала глаза. Под ногами то и дело попадались осколки керамики.

– Десятый век, – резюмировал наш провожатый. – Жетысу был центром по изготовлению керамических изделий, стекла, стали. Именно это городище славится своим металлом, здесь делали булатную сталь. Все очень хорошо сохранилось, потому что в почве мало соли.

Мы оставили для туристов хум (емкость) для сыпучих, жидких продуктов высотой 120 сантиметров караханидского периода. Я сверху написал: “Алтын жок”.

Приехали – хум полностью разбит.

Наверное, клад искали… По следам видно, что скотина здесь гуляла. Разрушаются, осыпаются стены. Ничего не осталось от средневекового тандыра. Предки жили – не тужили

– В древнем городе были бани, бассейны, водопровод, канализация, – продолжает ученый. – Во многих селах сейчас нет канализации, а у предков была. Мы должны сохранять нашу средневековую культуру, многое брать оттуда, а не разрушать.

Раскопки ведутся в центральной части городища и его пригороде. Возможно, непосвященным будет непонятно, что это за дорожки, вымощенные булыжниками, ямы, возвышения…

– Мы находимся в центре, здесь были двухкомнатные жилые помещения карлукского периода, это VIII–IХ века, – рассказывает Арнабай Нуржанов. – Архитектура этого периода заметно отличается. Здесь более широкие стены и суфы в домах, на которых сидели жильцы, гости.

Сокровища – под ногами

Археолог подбирает большой кусок обожженного кирпича.

– Представьте, этому кирпичу более тысячи лет! На каждом видны небольшие углубления – это следы пальцев мастера, ими проводили по сырой глине, после обжигали, – продолжает ученый. – Кирпичи укладывали друг на друга, совмещая углубления, для сейсмостойкости. Здесь много раз происходили землетрясения. На стенах мы нашли следы разрывов.

Кирпич делали на совесть. А оставьте кирпич нашего времени… на следующий год от него и следа не останется!

То, что нашли археологи, – лишь мизерная часть сокровищ, скрытых под землей. Обнаружена, например, пшеница в горшках. Зубная щетка Х века. Инструменты для земледелия, рукоделия, охоты, рыбалки, для проведения медицинских операций. Украшения, ритуальные предметы. Встречаются памятники зороастризма, буддизма, христианства, ислама.

Так, найден водоносный кувшин с головой кобры и с нанесенным изображением в виде восьми крестов.

 

В Корее ученые провели анализ чугуна, найденного в городище. И сделали потрясающее открытие: он появился на территории Казахстана раньше на целых два века, чем в Китае. Множество артефактов хранится в Музее Алматы, а некоторые – в Центральном музее Астаны. В прошлом году в алматинском музее даже проходили мероприятия, посвященные артефактам Кастека.

Неужели этих доказательств еще недостаточно, чтобы относиться к городищу, как подобает к памятникам такой величины?

“Все отходы уходят в воду. А внизу люди пьют эту воду”

Иностранцы с огромным удовольствием приезжают в этот край, чтобы прикоснуться к его истории. Думаем, при разумном подходе городище Кастек могло бы стать жемчужиной Казахстана, а со временем и туризм бы начал приносить доходы в казну.

Ведь даже небольшое здание музея, в котором хранятся артефакты, сохранность и чистота памятника всегда притягивают туристов.

Подобные памятники под открытым небом есть в разных странах – Грузии, Азербайджане, Узбекистане, Греции, Италии, Болгарии, Хорватии, Черногории, Испании, Португалии, Турции, Китае, Перу… Список большой. И везде они охраняются местными властями и государством! Спасите памятник!

Попробуй начни там строить дом или ферму – век воли не видать!

Как можно огородить и присвоить землю средневекового города? Это памятник архитектуры, археологии республиканского значения! – возмущается ученый. – Владельцы территории живут в Алматы. Здесь у них хозяйство. Вот река, а рядом – кошара. Куда смотрят природоохранная прокуратура, акимат Жамбылского района?

Все отходы уходят в воду. А внизу люди пьют эту воду. Чиновникам, думаю, все равно.

Сюда приезжали сотрудники акиматов, историки, директора школ. Все головой кивают – какие материалы, какая природа! Меня даже спрашивали – будем здесь музей строить? И такой беспредел допустили.

Чиновникам начхать на историю родного края

Больше недели мы ждали ответов на наши вопросы из акимата Жамбылского района. Во вторник я села на телефон и попыталась дозвониться до нерасторопных чиновников.

На том конце провода ответили, дескать, работают над нашим письмом. А потом некий сотрудник по номеру телефона 2-15-11 выдал фразу, от которой я чуть не грохнулась со стула: у городища нет госакта, мол, оно стоит на территории Мендыбаевой Асель. Это ее земля.

– Это же древнее городище, как ее земля может быть…

– Просто на ее земле стоит исторический памятник.

– Позвольте, он в VII веке появился…

Продолжать разговор с малокомпетентным сотрудником было бессмысленно. А ответ из акимата Жамбылского района мы все же получили.

В нем говорится, что земельный участок вокруг городища изначально был предоставлен решением акима района от 17.12.1998 года гр. Кыргызалы Рахимову для ведения крестьянского хозяйства.

Впоследствии по договору купли-продажи в 2011 году данный участок был приобретен Мендыбаевой Асель. По данным автоматизированной информационной системы Государственного земельного кадастра Жамбылского района, на земельном участке есть обременение – сохранение памятников историко-культурного значения. Строения на данном земельном участке не узаконены, разрешение на строительство местными исполнительными органами не выдавалось.

В связи с чем по факту незаконного строительства направлено письмо о принятии мер в управление архитектурно-строительного контроля Алматинской области. Карл БАЙПАКОВ: О стройках на костях, бессовестных чиновниках и разграбленном наследии

Дома в русле реки Кастек на территории городища стоят года три-четыре, если не больше. Жандарбек Ермекович, вы – аким района. Неужели вы не знали об их существовании? Почему допустили этот беспредел? Если вам, уж простите, по барабану памятники республиканского значения, их сохранность, история родного края и важнее интересы предпринимателей (такой напрашивается вывод), может, стоит задуматься – а нужны ли вы району как его глава?

Ведь акимов и назначают для того, чтобы они холили и лелеяли вверенную им территорию, заботились о людях. И главное – слышали их!

Акимат Жамбылского района – будто неприступная крепость, которую археологи пытаются штурмовать много-много лет. Как теперь будете расхлебывать то, что произошло на территории городища?

Хотелось бы обратиться к сотрудникам природоохранной прокуратуры Жамбылского района: вам тоже наплевать на то, что происходит в водоохранной зоне горной реки Кастек? Или это в целом такая позиция всех чиновников Жамбылского района – моя хата с краю?

АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ