Ни себе, ни людям: в Семее не могут построить ТЭЦ даже при поддержке иностранных инвесторов - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ни себе, ни людям: в Семее не могут построить ТЭЦ даже при поддержке иностранных инвесторов

Ни себе, ни людям: в Семее не могут построить ТЭЦ даже при поддержке иностранных инвесторов

Семей не в силах построить своими силами ТЭЦ, но и иностранным инвесторам не дают ее возводить. Построить ТЭЦ в городе планируют вот уже 50 лет, но до сих пор город отапливается 16 мелкими котельными. Такого в Казахстане больше нет.

  • 17 Апреля 2018
  • 2510
Фото - Caravan.kz

Голубая мечта

Одна большая ТЭЦ, способная поставлять тепло и горячую воду сразу всей правобережной части города, – голубая мечта местных жителей. Пока же каждую зиму над Семеем дымят многочисленные трубы.

Повсеместная черная сажа и густой смог – здесь главный элемент зимних пейзажей.

Каждая котельная давно отсчитала полувековой юбилей, все они ежегодно требуют ремонта, и на это уходят миллионы. Экологические и экономические резоны давно приняли в расчет все города Казахстана: один мощный теплоисточник, работающей в замкнутом законченном режиме, – наиболее эффективный способ отапливаться. И только в Семее в каждом микрорайоне живут у собственной трубы.

– Идея строительства ТЭЦ возникла еще в начале 1980-х, тогда была разработана проектно-сметная документация, произведены отсыпка и уплотнение основания под будущий теплоисточник, – рассказывает член совета общественности Семея Николай ИСАЕВ. – Там же начали строить микрорайон “Энергетик”. Он потому и носит такое название, что предназначался для проживания персонала, который бы работал на ТЭЦ.

Но поселок построили, а ТЭЦ – нет. В 90-е земельный участок, предназначавшийся для будущего предприятия, продали.

А затем на протяжении многих лет сменяющие друг друга градоначальники предлагали разные варианты места для ТЭЦ – то в левобережной, то в правобережной частях Семея. Но этим дело и заканчивалось.

Пятнадцать лет назад делегация общественников побывала в правительстве с вопросами поддержки города, пострадавшего от ядерных испытаний. Тогда было обещано, что среди прочего будут выделены средства на строительство ТЭЦ, чтобы улучшить экологическую ситуацию. Однако вопрос опять завис в воздухе.

Около восьми лет назад идею реанимировал бывший аким Семея Айбек КАРИМОВ.

И тогда выяснилось, что новым Генеральным планом, утвержденным в 2011 году, под строительство ТЭЦ выделен земельный участок на восточной окраине Семея за поселком Водный.

Горожане возмутились таким решением – от столь далеко расположенного теплоисточника пришлось бы тянуть новые тепловые сети на протяжении 14 км. Но это уже никого не интересовало. Участок был окончательно утвержден.

Как аким на министерство в суд подал

Но мало утвердить кусок земли местом для стройки. На нее еще нужно найти деньги. А вот их-то в городской казне на это как раз и нет. Акимы города и области регулярно отчитывались о поиске инвесторов. В качестве вариантов назывались китайские и японские компании. А три года назад со своим предложением выступили турецкие предприниматели.

Идея проста: инвесторы строят теплоисточник за собственный счет, 25 лет его эксплуатируют, а потом передают Казахстану.

Единственное, что требовалось от нашей стороны, – предоставить земельный участок площадью 140 га. В 2015 году аким Восточно-Казахстанской области и турецкая компания ТОО “UNIT ENERGY INVESTMENT” подписали договор намерений. А министерство инвестиций и развития РК подписало с этой компанией контракт. Котельным Семея обещают миллиарды, горожанам – горячую воду

– В марте 2017 года было начато проектирование. Но вскоре акимат ВКО обратился в суд с иском в отношении министерства инвестиций и развития о расторжении контракта с нашей компанией, – поясняет представитель ТОО “UNIT ENERGY INVESTMENT” Олжас ЕСЕНГАРИН.

И вот тут закрутилась интрига – акимат каждый раз выдвигал разные поводы для своего нежелания пускать иностранцев.

– Первая претензия заключалась в том, что мы якобы путем мошенничества и угроз вынудили подписать контракт. Вторая – якобы на месте строительства ТЭЦ расположены архитектурные памятники. Но доказательств ни того ни другого акимат в суде не представил, – заявляет Олжас Есенгарин. – Мы инициировали археологическую независимую натурную экспертизу, пригласив ученых из Павлодарского государственного педагогического университета, которые заявили, что в результате исследовательских работ на данном участке объекты историко-культурного наследия не выявлены. Суд отверг обвинения акимата.

Но руководство области обратилось в апелляционную инстанцию.

На этот раз местные власти не устраивала мощность будущей ТЭЦ – то ее нужно было увеличить, то уменьшить.

– В марте мы получили новое письмо, что участок земли нам невозможно предоставить без технико-экономического обоснования. Но ТЭО в данном случае не нужно, так как деньги невозвратные. Хотя мы согласны предоставить и этот документ, но дайте участок. Мы два года уже не можем решить этот вопрос, – сетует представитель компании-инвестора. – А теперь акимат ВКО требует от нас генеральный контракт. Что это за документ, непонятно, о таком формате никто ничего не слышал.

Чей интерес?

Можно было бы махнуть рукой на эту историю – мало ли почему акимат опасается иностранцев. Тем более в регионе уже был плачевный опыт взаимоотношений с американскими инвесторами, от которых потом чуть ли не с боем пришлось возвращать ГЭС.

Но именно в истории с ТЭЦ слишком уж много странностей.

Во-первых, она крайне нужна городу. Если у самих нет денег на ее строительство, почему местные власти отказываются от инвесторов, которых искали много лет? Почему сначала подписывается договор, а через пару месяцев расторгается? Если с компанией не все в порядке, почему нет доказательств?

Ситуация дошла до того, что обиженные иностранцы вынуждены были прибегнуть к помощи общественников.

– Представители ТОО обратились в совет общественности, – говорит Николай Исаев. – И я считаю, есть основания внимательно разобраться в ситуации. Удивляет поспешная противоречивость акимата ВКО: сначала подписали договор – и тут же подали в суд на министерство инвестиций.

В договоре о строительстве ТЭЦ есть статьи, которые заслуживают внимания, есть реальные причины, почему можно было бы отказать иностранным инвесторам, так как цены в проекте запланированы не в интересах населения.

Но на них в акимате почему-то никто не обращает внимания. А ведь главный вопрос в том, чтобы стоимость тепловой и электрической энергии не была выше сложившейся в регионе цены. Но в акимате это никого не взволновало. Зато начали искать какие-то несущественные отговорки.

Даже внешне договор выглядит странно. Подписанный государственными инстанциями Казахстана на высоких уровнях, он почему-то составлен не на казахском языке, а на английском и русском. Кто услышит глас народа

Причем с оговоркой, что в случае расхождения текстов приоритетом считать английский текст.

Более того, если восемь лет назад власти Семея настаивали на том, чтобы ТЭЦ возводилась возле поселка Водный, то теперь уверяют, что не могут выдать именно этот участок, так как он расположен слишком далеко и тянуть от него тепловые сети будет накладно.

– Когда совет общественности поднял этот вопрос, противоречия в позиции местной власти стали еще более явными. Сначала акимат настоял на увеличении проектной мощности ТЭЦ, а на днях заместитель акима Семея Николай УШАКОВ заявил, что мощность ТЭЦ нужно уменьшить. Получается, твердых оснований для отказа турецким инвесторам нет, но мы упираемся, не хотим их пускать, ищем странные пути, – убежден Николай Исаев. – Создается впечатление, что кто-то заинтересован в таком давлении на иностранцев без обоснованных причин, а вопрос строительства ТЭЦ решается не в интересах города, а в чьих-то личных.

Из всего этого напрашивается вывод о наличии в этой странной истории коррупционной составляющей.

Именно поэтому мы намерены обратиться в Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции, а также в Генпрокуратуру.


* От пословицы “Собака на сене лежит, сама не ест и другим не даёт”. Сюжет пословицы связывают с басней Эзопа, в которой собака рычит на того, кто приближается к сену, хотя сама его не ест.

Семей