Председатель комитета науки Болатбек АБДРАСИЛОВ: Мы никого не преследуем - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Председатель комитета науки Болатбек АБДРАСИЛОВ: Мы никого не преследуем

Председатель комитета науки Болатбек АБДРАСИЛОВ: Мы никого не преследуем

Скандал с распределением грантового финансирования в отечественной науке разгорелся с новой силой. Масла в огонь подлили допрос в ДВД Астаны старшего научного сотрудника Астрофизического института им. В. Г. Фесенкова Максима МАКУКОВА, попытка провести обыск на его рабочем месте в Алматы, слухи о дальнейшем преследовании ученых.

  • 7 Апреля 2018
  • 3231
Фото - Caravan.kz

В четверг на пресс-конференции его адвокат Гульнар ЖУАСПАЕВА заявила: постановления суда на обыск не было. Сейчас подзащитный проходит по уголовному делу в качестве свидетеля.

Два месяца не утихают страсти вокруг работы ННС (Национальный научный совет) и распределения грантового финансирования. Напомним, всего на рассмотрение ННС поступило более 4 500 заявок, а деньги получили только 1 096 проектов. Тысячи казахстанских ученых остались не у дел. Об этом “КАРАВАН” подробно рассказывал в статьях “Совет да… нелюбовь” и “Скандал с грантами: “шарик-малик” и рекордная скорость” (№ 4 и № 5 от 2 и 9 февраля 2018 г.).

Ученые (177 подписей) опубликовали 7 февраля открытое обращение к Президенту Казахстана, в котором изложили свою позицию.

Также депутаты парламента обратились к премьер-министру с запросами, в которых просили признать работу ННС незаконной, отменить его решение.

Все, что сделал ученый, – помог собрать подписи

Шоком для многих стала информация о заведенном уголовном деле по факту распространения заведомо ложной информации, вызове ученого-астрофизика Максима Макукова на допрос.

– В здании обсерватории хотели изъять и осмотреть компьютеры, сотовый телефон, планшет Макукова. Только благодаря общественному шуму незаконные действия оперативников были предотвращены, – сообщила вчера на пресс-конференции в Казахстанском бюро по правам человека и соблюдению законности Гульнар Жуаспаева.

По ее словам, основанием для регистрации уголовного дела стало обращение председателя комитета науки Болатбека Абдрасилова в ДВД. В связи с распространением недостоверной информации на сайте yvision.kz неустановленными лицами под фейковыми именами.

– Сайт зарегистрирован в Алматы. Почему дело по подсудности не передали в Алматы? Почему ученый вынужден ездить в Астану, чтобы дать показания? Все знают, пока бюджет не сформирован, ученые сидят без зарплаты. Им даже ехать не на что… Ученый бунт: скандал о распределении грантов в Казахстане набирает обороты

Почему обращения Абдрасилова начали так рьяно рассматривать, тогда как обращения ученых – 177 человек – не расследовано на тот момент, по нему не вынесено окончательное решение?

Следственные действия продолжаются. Макукова пригласили 10 апреля в Астану на дополнительный допрос. На мой вопрос, какая необходимость его повторно допрашивать в качестве свидетеля, имеющего право на защиту, следователь в Астане сказала – ой, там произошла ошибка. Он у нас теперь в статусе просто свидетеля. Всё, что сделал подзащитный, – помог собрать подписи ученых в электронном варианте, – говорит адвокат.

“Ничего идеального нет!”

Еще один участник пресс-конференции – профессор, доктор физико-математических наук, член-корреспондент Национальной академии наук РК Махмуд САДЫБЕКОВ сообщил, что пришел поддержать коллегу:

– Было открытое письмо Президенту, под ним мы действительно все подписались. Все факты, изложенные в обращении, верные. Письмо подписано в бумажном варианте. Первоначально. Потом появилась некая конструкция на сайте, позволяющая добавлять свои фамилии. Подписи собраны без всякого давления, и это факт! Никакие новые нарушения не обнаружены (речь о работе ННС. – Авт.), а те, что были, не исправлены и остаются актуальны…

На пресс-конференцию пришел и председатель комитета науки Болатбек АБДРАСИЛОВ. Вопросов к нему было так много, что мероприятие растянулось на два часа. Председатель так прокомментировал ситуацию:

– С чего все началось по Макукову… На yvision появилось несколько публикаций под фейковыми никами, где обвинили госорган, отдельных руководителей министерства, комитета по науке в создании коррупционных схем, в распиле и так далее. В соответствии с Законом о госслужбе мы обязаны обратиться в правоохранительные органы, чтобы они приняли меры о защите чести и достоинстве госслужащих. Никому не позволено клеветать и оскорблять госорган. ДВД Астаны возбудил уголовное дело. Начали искать этих людей… Вышли на Макукова.

– Всех интересует – не посадят ли ученых? Поймите, мы переживаем…

– Никаких вопросов, связанных с преследованием ученых, у нас нет и не будет. Претензий к ним нет. Мы никого не преследуем. Это мои коллеги. Я сам ученый.

– Почему Максима все время вызывают?

– Его вызывает департамент внутренних дел Астаны, не мы вызываем. Раз уголовное дело возбуждено, оно должно быть доведено до конца.

– Что будет дальше? Скандал с грантами: “шарик-малик” и рекордная скорость

– Мы соберемся во второй половине этого месяца в Национальной академии наук. Всех приглашаем. Я смотрю, много заинтересованных людей… Мы готовы получить ваши предложения. Давайте сядем, обсудим. Примем решения, которые позволят сделать наши нормативно-правовые акты более совершенными, которые будут служить на развитие науки.

 

Виновник скандала – “коллизия”?

Конечно, больше всего вопросов Болатбеку Абдрасилову поступило по составу ННС (напомним, ученые возмущены тем, что он сформирован с нарушением законодательства, так как в состав вошли руководители научных учреждений), распределению грантов.

– Мы знаем, есть юридическая коллизия и есть предложение наших депутатов парламента, чтобы эти моменты обсудить на открытых площадках. Ничего идеального нет! Нельзя сказать, что тот или иной документ идеален… Любой документ с меняющимися обстоятельствами требует корректировки, – обошел острые углы председатель комитета.

– Многих интересует проект, который получил самое большое финансирование, – 945 миллионов, “Цифровой Казахстан”. Что это за проект, расскажите…

– Давайте мы посмотрим и вам дадим. Я не знаю… Там 1 096 проектов было.

Выходит, виновник всего этого скандала – коллизия (лат. сollisio – “столкновение”)?

АЛМАТЫ