Дети-аутисты приходят в мир с врожденной неспособностью к установлению обычного контакта с людьми, подобно тому, как другие дети приходят в мир с физическими или умственными недостатками. Им сложно общаться, они лишены эмоционально окрашенного проявления чувств. При этом симптомы болезни могут быть как легкими, так и очень тяжелыми, и тогда дети нуждаются в постоянном индивидуальном уходе.
Их не хотят брать ни в детский сад, ни в школу, от них стараются оберегать здоровых детей.
– Дети с аутизмом – это именно та категория, которую сложнее всего интегрировать в общество, та категория, которая чаще всего может проявлять нежелательное поведение. Именно поэтому школы в Казахстане не готовы принять этих детей. Инклюзивное образование только начинает у нас развиваться, и очень важно, чтобы как можно больше школ, детских садов принимали их.
За несколько лет в наш фонд обратилось более 700 семей с просьбами, с рассказами о дискриминации детей в получении качественного образования.
Зачастую школам легче бывает отказаться от таких детей, чем принимать их, потому что нужны условия, потому что важно создавать команду, – так вкратце обрисовала проблему директор корпоративного фонда “Болашак” Динара ЧАЙЖУНУСОВА.
Но в последние годы ситуация стала меняться. “Каждый ребенок достоин школы” – этот проект по инклюзии детей с аутизмом и другими особыми потребностями в общеобразовательный процесс реализует фонд “Болашак”.
При его содействии в 10 школах Астаны и Алматы открыты кабинеты поддержки инклюзии, что позволило вывести из обучения “на дому” и включить в общеобразовательный процесс более 120 детей с ДЦП, аутизмом и другими особыми потребностями.
Также фонд оснастил 7 специализированных учреждений, где ежегодно проходят реабилитацию более 700 детей. В Астане инклюзивное направление уже взяла школа № 83. "Человек дождя". Как поставить на ноги ребенка с аутизмом
– В каждом классе у нас по 1, 2, очень редко по 3 ребенка с ограниченными возможностями. С первого урока они находятся рядом с нормотипичными детьми, вместе учатся, вместе занимаются спортивным альпинизмом, баскетболом, катаются на коньках и лыжах и т. д., что позволяет им чувствовать себя увереннее. Для развития мелкой и крупной моторики открыты различные кружки, дети делают сувениры из войлока – верблюдов, юрты, – рассказала директор учебного заведения Сауле ТЕМЕНОВА. – У нас один ученик с аутистическим спектром нарушений на уроках решает задачи, отвечает на вопросы учителя быстрее остальных учеников в классе. У него, правда, есть нарушения поведенческого характера: может обидеть учителя, оскорбить его, но через 15 минут подойдет, извинится. Важно, что он это осознает. А на второй год учебы его поведение стало гораздо лучше.
Асем ЖАНАСОВА водит в эту школу свою дочь. Отмечает хорошие результаты и подчеркивает: это неправда, что здоровые детки жестоки по отношению к особенным.
– У моего ребенка много друзей в классе. Да, она сидит, ни к кому не подходит, но к ней подходят, разговаривают. Они вместе рисуют, они могут помочь ей шнурки завязать, ранец отнести. То есть дети нормотипичные становятся еще более добрыми, более открытыми. Понимают, что здесь у человека проблемы, – рассказывает Асем.
В фонде подчеркивают: инклюзивное образование дает каждому ребенку возможность учиться принимать собственные особенности и учитывать особенности других людей, а взрослым – понимать потребности детей и предоставлять им образовательные услуги в соответствии с этими потребностями, исключая дискриминацию.
В этом году КФ “Болашак” начинает внедрение процесса инклюзии в региональных организациях образования, ресурсные центры откроются в Акмолинской, Карагандинской, Павлодарской областях, в Алматы, Атырау, Шымкенте. А в ближайший месяц фонд проведет несколько мероприятий, направленных на информирование о проблеме аутизма.
На днях в Астане прошел первый адаптивный показ для детей с аутизмом мультфильма “Тайна Коко” на казахском языке.
Звук и свет в зале приглушили, вокруг разместили мягкие пуфы, чтобы детям было комфортно. Для сотрудников кинотеатра специалисты “Болашака” провели специальный тренинг об особенностях людей с РАС и принципах взаимодействия с ними.
А днем позже для детей-аутистов провели творческую встречу, организовали художественные мастер-классы по аквагриму, скрапбукингу, рисованию, лепке из соленого теста.
Более 50 родителей, пять фондов и общественных организаций объединились для проведения этой акции, призывая к пониманию и поддержке детей с особыми потребностями.
Справка “КАРАВАНА”
По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый 160-й ребенок в мире страдает расстройством аутического спектра (РАС). Каждый 68-й ребенок сегодня рождается с аутизмом, причем мальчики почти в 5 раз чаще, чем девочки. По прогнозам ученых Массачусетского технологического института (CША) к 2030 году в спектре РАС окажется уже каждый 30-й ребенок. В Казахстане, согласно данным Национального научно-практического центра коррекционной педагогики РК, за 10 лет количество детей с аутизмом выросло более чем в 10 раз.
АСТАНА