После ратификации пакета документов в конце года Казахстан войдет во Всемирную торговую организацию, сообщает 24.kz. Что ждет после этого события казахстанский автопром – вопрос риторический.
Мнения экспертов разделились, поэтому и прогнозы высказываются разные.
Сегодня можно уверенно сказать, что автомобильная промышленность в Казахстане сформировалась и является одной из самых динамично развивающихся отраслей экономики. Внутри страны производится около 20 автомобильных брендов – это легковые и грузовые автомобили, автобусы и даже карьерные самосвалы.
После вступления в ВТО Казахстан снизит таможенные пошлины на автомобили. И это обстоятельство не может не сказаться на молодом рынке автоиндустрии. К примеру, если сейчас ставки на ввоз новых машин в Казахстане на уровне 30%, то после вступления в ВТО эта цифра снизится практически в несколько раз.
Ерик Сагымбаев, президент АО «АЗИЯ АВТО»:
— В два раза снижен защитный уровень таможенных пошлин. Уже через год будут отменены таможенные и налоговые преференции режима свободного склада, в котором работают наши автопроизводители. Поэтому Правительству необходимо оперативно принять комплекс мер, позволяющих снизить импортное давление и сохранить экономическую целесообразность производства внутри Казахстана.
Однако в Министерстве нацэкономики не могут прогнозировать снижение стоимости импортных автомобилей. Как поведет себя цена, зависит от рынка, считают эксперты. В ведомстве пообещали защитить отечественный автопром. В мае запустили программу льготного автокредитования на покупку отечественных машин. В итоге выиграли все: и те, кто производит, и те, кто приобретает. Кроме того, Правительством уже сделан ряд шагов по защите рынка от серых дилеров и ввоза старых авто.
Жанель Кушукова, директор Департамента развития внешнеторговой деятельности МНЭ РК:
— Этим мы осуществляем некую защиту наших производителей. Другой вопрос, что мы будем предпринимать комплекс мер по защите своего производителя. Он сейчас уже разрабатывается. Это будет выработка налоговых льгот, других ограничительных мер, для того чтобы не допустить ввоз старых автомобилей.
По оценке ряда отечественных и зарубежных экспертов, вступление в ВТО откроет для Казахстана доступ к передовым зарубежным технологиям. К безусловным плюсам относится и то, что отечественные производители смогут оснащать свою продукцию более качественными автокомпонентами из Турции, Испании, Италии и стран Восточной Европы. Низкие ставки ввозных пошлин лишь ненамного увеличат стоимость отечественных автомобилей и сделают их более привлекательными для потребителей.