Переживаю, когда у Казахстана проблемы - что говорил Аман Тулеев о Казахстане и казахах - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-5 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Переживаю, когда у Казахстана проблемы - что говорил Аман Тулеев о Казахстане и казахах

Переживаю, когда у Казахстана проблемы - что говорил Аман Тулеев о Казахстане и казахах

Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев подал в отставку.

  • 1 Апреля 2018
  • 58278
Фото - Caravan.kz

«Аман Тулеев подал заявление об отставке по собственному желанию с должности губернатора Кемеровской области», — говорится в сообщении РИА-Новости.

73-летний Тулеев возглавлял Кемеровскую область с 1997 года. Требования его отставки усиливались из-за состояния здоровья губернатора, которому трудно стоять без посторонней помощи, и его реплик в адрес участников митинга после пожара в ТЦ. Он назвал родственников погибших «бузотерами».

Во время встречи с жителями области Владимир Путин, отвечая на вопрос об отставке Тулеева, заявил, что это «не делается для красного словца на фоне трагедии». Он отметил, что для начала нужно выяснить, кто виноват в случившемся.

Пожар в торговом центре произошел 25 марта. В результате трагедии погибли 64 человека, среди которых 41 ребенок.

…В 2016 году журналист "Каравана" Айгуль Омарова взяла большое интервью у Амана Гумировича. Caravan.kz приводит самые интересные выдержки из материала, в котором Аман Тулеев говорил о своей исторической Родине — Казахстане. Путин не даст Тулееву уйти в отставку – Ашимбаев о смене власти после трагедии в Кемерове

 

О СВОИХ КОРНЯХ

– Аман Гумирович, у казахов принято знать свою родословную до седьмого колена. Знаете ли вы своих прадедов?

– Отец мой по национальности казах, мать – наполовину татарка, наполовину башкирка. Так сложилось, что родного отца я не знал. Мать, Мунира Файзовна, сразу после войны уехала к родственникам в Башкирию. Жили в Кумертау – маленьком городке в двухстах километрах от  Уфы.

Корни свои мама чтила и меня воспитывала в таком же духе. С интересом читала книги казахских и татарских писателей, смотрела кинофильмы об истории этих народов. Рассказывала об истории героического казахского рода адай, к которому принадлежали все мои предки, деды и прадеды. Она мне не раз говорила: казах обязательно должен знать свою родословную, свое историческое и духовное наследие. Позднее я прочитал интересное высказывание одного авторитетного ученого, что казахи – этно генетическая смесь всей планеты. В крови этого народа есть гены, сходные с народами Юго-Восточной Азии и Старого Света, в том числе Британских островов.

Мама рассказывала, как во время просмотра в кинотеатре фильма “Амангельды” у нее начались схватки, а спустя несколько часов, уже в больнице, на свет появился я. Наверное, под впечатлением того фильма мама и назвала меня Амангельды. В Казахстане был такой легендарный герой, революционер. Его именем, кстати, названы города, поселки, улицы. На Востоке это имя такое же распространенное, как в России Иван. У всех имен разные корни: греческие и еврейские, славянские и персидские, латинские и тюркские. И мы подчас не задумываемся, что они обозначают, какой в них заложен смысл. Мое имя Амангельды, по сути, является именем-пожеланием и в переводе означает “чтобы вернулся здоровым, невредимым, благополучным”.

О КАЗАХСТАНЕ

Вы следите ли за событиями в Казахстане?

– Конечно слежу. И по долгу службы, у нас ведь сложились многолетние крепкие производственные связи, и потому что Казахстан – родина моих предков. Меня всегда волнует всё, что там происходит. Я искренне радуюсь успехам Казахстана и переживаю, если возникают проблемы.

– В свое время вам неоднократно предлагали приехать к нам и возглавить либо область, либо одно из министерств. Почему не согласились?

– Я благодарен и руководству республики, и людям, которые обращались ко мне с такими предложениями. Но так получилось, что практически всю жизнь я прожил в России, в Кузбассе. Родился я в Туркмении, в Красноводске. Сейчас этот город называется Туркменбаши. Мое детство прошло на Кубани. Учился в Тихорецком железнодорожном техникуме в Краснодарском крае, работать начал в Мундыбаше Кемеровской области, служил в Забайкалье, после армии вернулся в Кузбасс да так здесь и остался. И потом, где бы я ни оказывался, самым большим желанием было купить обратный билет в Кемерово. Вышел на трап самолета, вдохнул запах родного коксохима – всё – я дома. Здесь я состоялся как хозяйственник, политик, здесь мне оказали большое доверие, избрав губернатором в самое сложное время. Я никогда не смог бы предать своих земляков.

О ВАЖНОСТИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ

— Ваш отец, казах Молдагазы Колдыбаевич погиб на фронте. Вас воспитывал отчим, русский по национальности. Не кажется ли вам, что мы стали утрачивать интернационализм, который в нас воспитывали в советское время?

– Конечно, для всех нас распад  многонационального Советского  Союза стал трагедией. Была страна, в которой мы, где бы ни находились, чувствовали себя как дома, среди родных и близких людей. Конечно, мы отличали одну национальность от другой. Но отличали так, как отличают, предположим, творчество дагестанского поэта Расула Гамзатова от творчества украинского поэта Тараса Шевченко. То есть с интересом, с любопытством, не то чтоб одно хуже другого, а просто разное все это. Во всем были искренность, доверие и взаимопонимание.

Разве в годы Великой Отечественной войны наших солдат и офицеров спрашивали, какой ты национальности, когда они подставляли себя под пули, ценою собственной жизни спасали людей? Когда бываю в Москве, обязательно приношу цветы к Могиле Неизвестного Солдата.

Вы знаете, знаменитая Панфиловская дивизия, которая насмерть стояла у рубежей столицы, формировалась в Казахстане, и в ее рядах плечом к плечу бились и казахи, и русские, и татары… Когда двадцать восемь бойцов этой дивизии разных национальностей бросались с гранатами на танки, ни один из них не сказал: “Я не буду защищать русскую столицу”. Поэтому я считаю каждого из панфиловцев своим дальним родственником.

До перестройки мы и горя не знали с национальным вопросом в нынешнем его проявлении. Этническая и расовая пестрота, культурная многоукладность не мешали нам ладить друг с другом, жить общим домом, что на Ставрополье, что в Башкирии, что в Кузбассе.

К сожалению, сегодня многое утрачено. Посмотрите, что делается на Украине, в Прибалтике, Молдавии. Такая межнациональная рознь! И национальная карта продолжает разыгрываться. Действует принцип “разделяй и властвуй”, а национальность – самая беспроигрышная карта в этом вопросе.

Кузбасс – многонациональный регион. На территории нашей области проживают представители более 150 национальностей: русские и чуваши, немцы и украинцы, татары, армяне, белорусы, таджики, узбеки, евреи, шорцы, телеуты и многие другие национальности и этнические группы.

К счастью, в Кузбассе нет межнациональной розни, конфликтов на национальной почве. Во-первых, мы долго жили в многонациональном Советском Союзе со своими братскими традициями. Во-вторых, в Сибири народ другой. Сказываются суровость климата, особенности экономики Кузбасса – это в основном шахтеры и металлурги, а они не любят ссориться по пустякам. Они ценят жизнь во всех ее проявлениях.