Дитя “разрядки”, или “Третья корзина” - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дитя “разрядки”, или “Третья корзина”

Дитя “разрядки”, или “Третья корзина”

С недавних пор в нашу жизнь вошло понятие “человеческое развитие”. Есть даже специальный рейтинг – ИЧР. В нем Казахстан в 2015 и 2016 годах занял 56-е место и определен в категорию стран с высоким уровнем человеческого развития. Иначе говоря, жить в нашей стране становится лучше.

  • 30 Марта 2018
  • 623
Фото - Caravan.kz

Так ли это и что такое человеческое развитие? Об этом разговор с координатором по социальным вопросам Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы (ИМЭП), автором четырех монографий, кандидатом политических наук Айман ЖУСУПОВОЙ.

ОБСЕ как инициатор понятия ИЧР

– Айман Сабитовна, что такое человеческое измерение, когда оно было введено в практику?

– Стоило бы начать с того, что, когда мы говорим о человеческом измерении, речь идет не о рейтингах, основывающихся большей частью на экономических показателях, которые лежат в основе ИЧР – Индекса человеческого развития.

Человеческое измерение – это показатели того, как соблюдаются договоренности между странами – членами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в отношении защиты прав человека, развития демократических институтов, мониторинга выборов.

Для членов ОБСЕ они уже не являются вопросами, относящимися к числу исключительно внутренних дел соответствующего государства. То есть, как декларируется в документах организации, ОБСЕ является не только общностью ценностей, но и общностью ответственности.

Человеческое измерение – это одно из трех основных направлений, или так называемых “корзин” деятельности. В эти направления также входят политико-военное измерение, экономическое и экологическое.

На разных этапах на первый план выходило то или другое измерение. По сути, “третья корзина”, или человеческое измерение, – дитя политики “разрядки” 1969–1979 годов, которая пришла на смену “холодной войне”. В этот период глава Советского Союза Леонид Брежнев вел переговоры с президентами США Ричардом Никсоном, Джеральдом Фордом, а затем Джимми Картером с целью предотвратить ядерное столкновение между Восточным (Организация Варшавского договора) и Западным (НАТО) военными блоками.

Рубежным во всей истории после Второй мировой войны стало подписание в 1975 году Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки (Хельсинкские соглашения). Тогда же окончательно сложилась как самостоятельная структура ОБСЕ, включая 3 основные “корзины”, или основные направления ее деятельности.

– Но сейчас на первый план вышли иные параметры?

– Да, после вывода советских войск из Афганистана ОБСЕ больше внимания стала уделять взаимодействию стран – участниц в сфере человеческого измерения. Сразу после распада СССР было организовано Совещание ОБСЕ с участием государств – членов и представителей НПО по рассмотрению выполнения обязательств в сфере человеческого измерения. Нужно оговорить, что эти нормы и принципы не имеют обязательной юридической силы, но являются политически обязательными, представляя собой политическое обещание соблюдать содержащиеся в документах ОБСЕ стандарты. Борис КАН: Мы ушли из Афгана, он из нас – никогда!

– Если эти нормы не имеют обязательной юридической силы, стоит ли их соблюдать?

– На первый взгляд так и кажется. Но государство брало на себя определенные обязательства в этой области, соответственно их нужно выполнять. Не стоит скрывать, что между БДИПЧ ОБСЕ и постсоветскими странами есть определенные противоречия в оценке итогов парламентских и президентских выборов.

Критика в отчетах вызывает негативную реакцию со стороны властей в этих государствах, как и деятельность НПО, финансируемых из-за рубежа.

Это расценивается властями постсоветских государств не только как проявление “мягкой силы”, но и как вмешательство во внутренние дела. Поэтому в России и ряде других государств были приняты законы “об иностранных агентах” – НПО, финансируемых из-за рубежа.

Мониторинговая миссия ОБСЕ действует ныне и в зоне вооруженного конфликта на Юго-Востоке Украины. Насколько эффективно она работает – время покажет.

Механизмы измерения

– Есть ли документы для определения ИЧР?

– ОБСЕ создала механизмы для мониторинга прав обязательств, взятых на себя государствами – участниками в области человеческого измерения, состоят они из двух инструментов: Венского механизма (утвержден в 1989 г.) и Московского механизма (утвержден в 1991 г.).

– А какие параметры используются в нашей стране?

– Эти параметры базируются на документах, которые выдает оперативный политический аппарат ОБСЕ. В частности, БДИПЧ интересуется в рамках своих полномочий ситуацией в странах-участницах, связанной с правами человека, обращает внимание председателя ОБСЕ на случаи их нарушения.

Тем не менее многие эксперты считают, что ценности ОБСЕ воспринимаются в правящих элитах постсоветских стран как декларируемые, но не обязательные к исполнению, поскольку они не имеют юридически обязательного характера.

ОБСЕ, как консенсусная организация, не может применять механизм к принуждению и обречена на достижение определенного согласия с учетом интересов всех стран – участниц этой организации.

Предлагать можно, но используется ли?

– Какое место в международных рейтингах человеческого измерения занимает Казахстан?

– Рейтингов человеческого измерения по параметрам, сформулированным ОБСЕ (защита прав человека; развитие демократических институтов; мониторинг выборов), ни от этой структуры, ни от других международных организаций либо НПО на сегодняшний день не существует.

Некоторые международные организации – правозащитные и другие – регулярно составляют свои списки, рейтинги по отдельным параметрам человеческого измерения. Пожалуй, наиболее известен рейтинг свободы СМИ от “Freedom House”. Британский исследовательский центр “The Economist Intelligence Unit” составляет Индекс демократии стран мира (The Democracy Index), включая рейтинг стран мира по показателю уровня демократии.

Следует отметить, что эти рейтинги демократии, свободы СМИ, состояния защиты прав человека не столь точны, зачастую подвержены конъюнктуре. Не стоит безоглядно и безоговорочно верить им. Главный недостаток – слабая источниковая, доказательная база, опора на далеко не полные отрывочные экспертные опросы.

По сути, рейтинги по “гуманитарному пакету” строятся на оценочных суждениях самих экспертов – составителей рейтингов. При этом персонал этих международных НПО зачастую состоит из нескольких сотрудников.

Наиболее значимым среди рейтингов от различных структур является рейтинг ИЧР (Индекс человеческого развития), предоставляемый ежегодно ООН. Как домогательства к сельской гардеробщице могут по имиджу Казахстана ударить

Тем не менее, как считает значительная часть казахстанских экспертов, ИЧР, использующийся Программой развития ООН для сопоставления уровня развития разных стран, не является показательным в силу ряда факторов. Дело в том, что он опирается на данные казахстанской статистики, качество сбора и обработки данных которой вызывает множество нареканий и позволяет охарактеризовать их как зачастую не соответствующие действительности, ненадежные. По некоторым положениям индекса в Казахстане просто нет данных.

– Насколько анализ человеческого измерения помогает в выработке стратегических программ социально-экономического развития у нас?

– Человеческое измерение важно для нас, для Казахстана, а не для зарубежных стран. Аналитические, прикладные исследования в этой сфере проводятся и в той или иной мере учитываются при подготовке стратегических программ. Другое дело, насколько последовательно эти программы реализуются. По аналогии – в стране может быть прекрасная законодательная, правовая база, например, в сфере уголовного права, но правоприменительная практика может быть иногда другая.

АЛМАТЫ