Чеснок – как зеркало нашей действительности - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-3 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Чеснок – как зеркало нашей действительности

Чеснок – как зеркало нашей действительности

Украина потребляет примерно 200 тысяч тонн чеснока в год. Половину из этого объема страна импортирует. В основном из Китая и Египта. Другими словами, 8 миллионов долларов идет в карман фермерам Азии и Африки.

  • 26 Марта 2018
  • 10119
Фото - Caravan.kz

Для такой большой аграрной страны с гигантскими посевными площадями и плодородной землей ситуация аховая. Нет у них промышленного производства чеснока. Тем не менее страна выращивает и даже продает этот продукт в Европу. По некоторым оценкам, на Украине выращивают около 4 тысяч тонн чеснока. Вывозят его в Прибалтику, Канаду, Нидерланды – там не любят продукт из Поднебесной, китайский товар не такой ароматный, и всегда есть подозрение, что он напичкан химией. А в последнее время есть риск взять продукт с ГМО.

Китай – крупнейший производитель чеснока в мире. По данным Всемирной продовольственной организации, в 2016 году здесь получили 21 миллион тонн этой овощной культуры. Индия – второй производитель – отстает от Поднебесной в 15 раз – здесь собирают всего 1,4 миллиона тонн. Как конкурировать с такими монстрами?

Украинский стартап UkrUP, созданный в 2015 году, решил накормить страну собственным чесноком. И напоролся на дремучий лес, раскинувшийся в головах местных крестьян.

В принципе, чеснок очень урожайная культура. Да, трудоемкая и влаголюбивая. Но и весьма выгодная. Рентабельность его производства – от 20 до 300 процентов. Закрыть внутренний спрос в стране способны 400 фермеров, которые будут отдавать под него по 2 гектара земли в год. Для всех нас, привыкших к тысячам гектаров земли под хлеб, 800–1000 гектаров кажутся мелочью. Основатели UkrUP подумали точно так же.

Подсчитали. Решили, что лучше всего подходит модель кооперации. Лидер – собственно UkrUP – организует обучение, продажу семенного материала, оптовую покупку урожая, хранение, фасовку и продажу. А фермерам удобнее работать с одним клиентом. На практике же оказалось все не так, как на презентации.

Первое, что выяснили участники проекта, – чеснок бывает разный.

Одно дело – тот, который выкапывают с грядки, другое – тот, что лежит на прилавке магазина. Это два совершенно разных продукта.

Первый ценят за его натуральность. Ему прощают все огрехи – разный размер головок, количество зубчиков, толщину покрова. Второй – это товар. А значит, он должен иметь товарный вид. В любое время года.

Разнокалиберные клубни нельзя паковать в один пакет. Он сразу становится непривлекательным. Значит, нужны сортовой посевной материал и единая технология выращивания. А это обучение фермеров, финансирование их работы, гарантии закупа урожая по твердой цене. Как нас объедают: картофель станет дефицитным товаром в Казахстане из-за проблем в России

Чтобы обеспечить постоянство поставок, нужно иметь склады, где товар может отлежаться. А чтобы заполнить склад, нужен урожай в сотни тонн. Такой объем могут дать или крупные производители, которых нет, или кооператив фермеров. Выход вроде бы ясный – надо объединяться.

Опытным путем выяснили: крестьяне друг другу не верят. Никто не хочет подписывать контракт, по которому он обязуется что-то делать.

Притом что всех фермеров кооператива представители UkrUP объездили, договоренности были подтверждены. И тут начинается бум цено­образования на рынке: вопрос был в несколько гривен за килограмм. Несмотря на прежние обсуждения, фермеры начинают торговаться. В результате: “Знаешь, тут сосед приехал, я ему отдал”. Другие начали ждать роста цен.

Эта культура привлекает крестьян высокой ценой реализации: в 2016 году чеснок стоил на местном рынке около 100 гривен за кило (3,5 доллара). В Интернете написано, что урожайность – на уровне 25 тонн с гектара.

Фермеры перемножают эти цифры и рассчитывают получить выручку около 250 тысяч гривен с гектара. Но первый урожай за неимением опыта, отсутствием технологии и при использовании некачественного посевного материала может составить 3–6 тонн. Да еще и цены реализации могут колебаться. В итоге фермеры тут же бросают эту затею.

Причина неудач – нет первичной информации о технологии выращивания чеснока в условиях Украины.

Для этого нужен кластер, подбор качественной информации, чтобы люди посчитали, во что на самом деле обойдется заход в этот бизнес. Нельзя забывать и о жадности. Все хотят продавать товар по 100 гривен за кило. Как в супермаркете…

Сейчас цели у UkrUP скромнее. Компания ограничилась площадью в 14 гектаров.

На этом этапе выгоднее выращивать чеснок с высокой урожайностью. Заодно отрабатывается технология. Часть земли отдана под выращивание собственного посевного материала для производства калиброванного продукта. Такой товарный чеснок сможет закрыть внутренние потребности. И ищут фермеров, с кем могли бы работать, работать и работать… Казахстан превратился в свалку для опасных и некачественных продуктов

Судя по нашим ценам, ситуация в Казахстане еще хуже, чем на Украине. Общая потребность рынка составляет 34 тысячи тонн. Валовой сбор – 15 тысяч тонн.

При этом товарный чеснок у нас только китайский. А так как Поднебесная к нам ближе, то и цены ниже. В районе 1 тысячи тенге (3 доллара) за кило. Плюс немного помогает Узбекистан.

Опыты Казахского научно-исследовательского института картофелеводства и овощеводства (КазНИИКО) показали, что в Алматинской области можно получать 16–20 тонн чеснока с гектара.

И это будет культура казахстанской селекции! Закладывайте 1 200 га – и мы закроем рынок.

Импорт давит на наше производство. Хотя есть энтузиасты, желающие заняться чесночным бизнесом. Были люди, претендовавшие даже на получение гранта по программе “Дорожная карта-2020”. Но результатов пока не видно. Как нет и кооперации на селе.