Прежде всего надо сказать, что за 2016 год АлТС заработали больше, чем за предыдущий период. Было 26,6 миллиарда – стало 30,3 миллиарда тенге. Рост почти на 14 процентов. Это очень много для компании в коммунальном хозяйстве. Обычно предприятия в ЖКХ показывают увеличение доходности на уровне инфляции, если четко работает антимонопольный орган. Который должен следить за тем, чтобы тарифы не росли быстрее инфляции. Как минимум.
С другой стороны, рост какой-то скромный. Суммарно инфляция в Казахстане за два года составила больше 22 процентов. Здесь рост доходов всего 9 процентов. Это натуральное самоедство.
Если встать на точку зрения тепловиков, сразу видно, что тарифы надо повышать. Но перед этим компания нуждается в инъекции оборотными средствами.
Это и было сделано: в 2015 году компания получила взаймы 4,6 миллиарда тенге, в 2016 году – уже 11,2 миллиарда тенге.
А если экономить? Статей, где была бы экономия, нет. По всем строкам – только увеличение расходов.
Пока это не говорит ни о чем. По отчету видно, например, что “Алматинские тепловые сети” постоянно наращивают свои запасы (почти в 2 раза за 3 года), приобретают краткосрочные и долгосрочные активы, нематериальные ценности. В переводе на нормальный язык – они стали больше закупать материалы для ремонта и оборудования своих сетей, тратиться на обучение своих работников, приглашать сторонних специалистов для передачи опыта.
Кому я должен – всем прощаю?
Но тут же бросается в глаза строка: “Краткосрочная торговая и прочая дебиторская задолженность”. За два года она выросла с 5,7 миллиарда до 8,5 миллиарда тенге. Иначе говоря, это долги населения и других потребителей к АлТС. Долги выросли сразу в полтора раза! Учитывая, что это коммунальное предприятие получает те деньги, которые мы платим за тепло, то выходит, что население попросту перестает платить за горячие батареи! Людям тепло не нужно или денег нет?
Долги населения перед “Тепловыми сетями” составляют треть всей выручки предприятия. За весь 2016 год АО получило 32,7 миллиарда тенге. В итоге предприятие доход как бы имеет, но живых денег у него нет! Это бухгалтерская прибыль и “бумажные” деньги.
8,5 миллиарда тенге – сумма просто огромная. Без них компания вынуждена брать взаймы под гарантии города. В год ТОО платит по процентам 1,7 миллиона тенге. Немного вроде бы, но это живые деньги, которые нужны любой конторе.
Повышая тарифы, предприятие пытается стабилизировать поступление денег за свои услуги. Но при этом оно как бы забывает, что есть должники, которые платить по счетам не хотят.
С ними работать не думают? Кто эти люди? Сколько они должны? Почему они не платят? Есть ли у них работа или другие доходы? Что-то я такой информации на сайте АО “Алматинские тепловые сети” не увидел. Зайдите, проверьте. Руководство компании вообще знает о такой проблеме? Тут у меня есть большие сомнения. Как монополисты в Алматы добились увеличения стоимости платы за отопление и горячую воду
Тем более вспоминаем, что основные должники по коммуналке у нас, как обычно, люди обеспеченные, живущие в больших квартирах и домах. Представляю, какие счета приходят им за отопление 200–400 квадратных метров жилья. А ведь это далеко не самые большие апартаменты. Так, мелочь пузатая. Одинокие бабушки, живущие в небольших квартирках, стараются в долги не залезать. Пусть не сразу, но постепенно-постепенно они свои счета оплачивают.
Выходит, АлТС пытаются решить свои проблемы не за счет улучшения работы, а выкручивая руки и кошельки обычным и законопослушным жителям Алматы. Как-то это неправильно. Выходит, хвост вертит собакой, а не наоборот.
Помнится, три года назад прежнее руководство “Тепловых сетей” очень агрессивно выбивало деньги у своих должников. Тогда от тепла и горячей воды отключали жилые комплексы, больницы, школы. А сумма “дебиторки” была просто смешная по нынешним временам – меньше 4 миллиардов. Тем не менее решительность была. Потом перестала. И тут на тебе – долги перед поставщиком выросли уже в 2 раза!
Мы растем!
Самая хитрая статья – административные расходы. Формально – деньги, которые не относятся к прямой деятельности компании. Это расходы на содержание управленцев и реализацию всех их идей о том, как вытащить предприятие из долговой ямы. Поэтому считается, что административные расходы влияют на общую производительность и дают позитивный эффект в конечном результате.
По факту же этот пункт может включать в себя очень много видов расходов. И за всем этим списком очень трудно понять, как они влияют на финансовый успех АО.
Например, это оплата командировочных, представительские траты, судебные издержки, банковские услуги, консультации, обучение сотрудников, проведение рекламных акций и маркетинговых мероприятий, рекрутинг, материально-техническое обеспечение, транспорт и оплата ГСМ, коммунальные платежи…
Поэтому именно эта строка традиционно показывает эффективность управленческого персонала. Метод очень простой: посмотреть, как быстро растет сумма денег по этой статье. На стабильном предприятии рост будет примерно на уровне инфляции. Может, немного больше. Если же рост десятки процентов – плохо будет конторе.
Аппетиты управленцев часто растут быстрее, чем возможности возглавляемого ими предприятия.
Именно в такой ситуации и оказались “Алматинские тепловые сети”: в 2014 году на управленческий аппарат АО было затрачено 262 миллиона тенге, в 2015 году – уже 535 миллионов, а в позапрошлом – аж 1 миллиард и 135 миллионов тенге. Рост просто фантастический – больше чем в 4 раза за три года! Что они там делали? Ведь коммунальное предприятие не нуждается в дорогостоящих рекламных кампаниях. И цены на ГСМ росли не так быстро. Да и судебных процессов вроде не было. Иначе бы и дебиторские долги не росли. Алматинец наказал тепловые сети за нарушения почти на 7 миллионов
Понять, куда ушли эти деньги, из отчета, честно говоря, трудно. Но что такие расходы не позволяют коммунальщикам выйти “в ноль”, бросается в глаза.
В 2016 году АО получило убыток в 29 миллионов тенге. Мелочь. Но зато можно сказать, что компания убыточная. Спасайте! Давайте повышать тарифы!
Сохрани компания адмрасходы на уровне прежнего года, хотя бы на уровне 600 миллионов, коммунальщики вышли бы на прибыль 570 миллионов тенге. А если вспомнить про долги потребителей и (давайте помечтаем) даже получить их, то АО могло бы смело начать отдавать долги. И не надо было бы требовать повышения тарифов.
Кстати, на лоббирование такого решения тоже уходят деньги. Которые относят на представительские расходы. Может, поэтому и не может компания выйти “в ноль”?
Алматы