Теперь все ввозимые машины должны соответствовать стандарту Евро-4. В большинстве стран-экспортеров, например, в США, этот стандарт внедрили ещё 2007 году. Таким образом, импортные автомобили, чей возраст превышает восемь лет, отныне поставить на учёт в Казахстане будет невозможно. При этом новые требования правительства распространяются только на легковой транспорт. Чтобы успешно пройти регистрацию в казахстанской полиции, машины должны будут соответствовать пяти параметрам.
Запрет на ввоз значительно подержанных автомобилей давно действует в большинстве стран, которые считают себя более или менее развитыми, и вот теперь это ограничение официально действует и в Казахстане. Государства СНГ до последнего времени были последним пристанищем автохлама со всего мира, в том числе и поэтому здесь не развивалось собственное производство. Первым ударом по перегонщикам подержанных автомобилей стал запрет на ввоз праворульных машин, и вот теперь рынок совсем старых авто решили вообще ликвидировать. Приказ Министерства по инвестициям и развитию четко определяет, какие транспортные средства можно ввозить в страну.
Серик Рахимов, руководитель управления машиностроения МиИР РК:
— Помимо экологического стандарта Евро-4 туда были включены требования по безопасности. Это наличие таких систем по безопасности, как фронтальная подушка безопасности, антиблокировочная система тормозов, система крепления детских сидений и дневные ходовые огни.
Новости из правительства традиционно вызвали настоящую панику среди автовладельцев. Некоторые посчитали, что автомобили вновь станут недоступными. Однако практика показывает: после любых ограничений машин становится лишь больше, только парк заметно обновляется. Так было после запрета праворульных автомобилей и после введения пошлин Таможенного союза. Никаких негативных последствий эксперты не ожидают и сейчас.
Эдуард Эдоков, председатель Независимого автомобильного союза:
— Из общего количества завозимых в Казахстан автомобилей вот процент таких старых автомобилей, которые не соответствуют уже там ничему, ну, не очень большой. Может быть, три, может, пять процентов. Поэтому, на мой взгляд, серьезного такого влияния вот этот запрет на ввоз автомобилей, подержанных автомобилей в Казахстан или новых несоответствующих, не окажет. Мне так кажется.
Ограничения по ввозу подержанных автомобилей в Казахстане действовали и раньше, однако после вступления страны в Евразийский союз их сняли. В страну тут же хлынул поток недорогих иномарок — всего за полгода казахстанцы купили десятки тысяч поддержанных машин. Отечественный автопром едва не прекратил своё существование. И вот теперь в него вдохнули новую жизнь.