Признаться, повторять снова и снова, в чем там суть этих реформ, уже нет никакого желания, как-никак разбираем мы эту карамболь с конца декабря. Поэтому удобнее всего для наших читателей, присоединившихся только что, будет знакомство с материалами раздела “Вся власть хозяину!” на нашем сайте Сaravan.kz, там собрана вся информация от и до.
Ну а для того, чтобы не показаться совсем невежливыми, скажем, что последние два номера пытаемся мы пожить во вновь предлагаемых реформаторами ЖКХ обстоятельствах.
Получается не очень, похоже, не примеряли свои поправки разработчики на реальную жизнь, а писали, извините, от фонаря.
Например, в прошлом номере мы привели ситуацию с установкой ежемесячных расходов на содержание общедомового имущества. В соответствии с предлагаемыми поправками собственники будут обязаны платить тариф не ниже того, который установит им местный акимат: больше – пожалуйста, меньше – такой процедуры не предусмотрено. Понятно, что тогда возникает вопрос: а в чем заключаются права собственников, если основной финансовый вопрос содержания дома они не решают. Чем грозит казахстанцам новая концепция законопроекта о ЖКХ
Но самое время нам вспомнить название фонаря, от которого наши реформаторы пляшут, оно экспертам известно – это Жилищный кодекс Российской Федерации. Поэтому сегодняшнюю примерку новой жизни мы сделаем с оглядкой на оригинал.
Итак, представим, что парламент одобрил законопроект и наступило 1 января 2019 года. Смотрим документ: отлично, наконец-то заработал единый государственный веб-портал (ЕИС ЖФ и ЖКХ), пытаемся им воспользоваться, предусмотрительно взята ЭЦП (электронная цифровая подпись), и первый тупик – председатель назначила общее собрание, хотелось разместить для соседей информацию с альтернативным и более дешевым предложением, и непонятно, как это сделать.
По закону вроде бы это сделать можно: “3. ЕИС ЖФ и ЖКХ обеспечивает:
• бесплатное предоставление авторизированного доступа всем участникам для внесения, просмотра и редактирования своей информации;
• обмен информацией между участниками;
• проведение собраний и голосований в электронном формате;
• подачу заявок на обслуживание и контроль за их исполнением;
• автоматизированный анализ данных и процессов, а также иные функции, востребованные потребителями”.
Да и пункт 2 причисляет собственников к участникам: “2. ЕИС ЖФ и ЖКХ содержит справочную информацию, заагрегированные данные по жилому фонду, предоставляет сервисы, обеспечивающие эффективное и прозрачное взаимодействие между участниками в сфере ЖКХ РК (собственники квартир и нежилых помещений), кооперативам собственников квартир, субъектам сервисной деятельности, предприятиям, оказывающим услуги жилищно-коммунального хозяйства, жилищным инспекциям и иным государственным органам”.
Но выясняется, что подобный сервис не предусмотрен: хотите известить о чем-то соседей перед общим собранием, обойдите все квартиры.
Вы, господа разработчики, сейчас сказали, что это неправда и такой сервис будет, а где он у вас прописан? Где у вас прописано, кому я должна переслать для размещения материалы на сайте? Что, говорите, управдом здесь ни при чем, нет у него права в это вмешиваться – а где вы об этом написали? Думаете, придираюсь, вовсе нет. К радости собственников, предусмотрено проведение общего собрания через ЕИС путем голосования по вынесенной повестке. А как это будет проходить – в режиме реального времени или как-то иначе? Какие ужасные новшества задумали реформаторы от ЖКХ
А кто будет собирать голоса собственников: это будет электронный протокол, формирующийся в автоматическом режиме, или как?
Нет ответа на эти вопросы, я уже молчу о том, что вы на извещение собственников о предстоящем собрании отвели два дня.
Российский след
Ну что, самое время обратиться к первоисточнику, так неумело переписанному нашими реформаторами: “Администратор общего собрания размещает сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, переданное ему в соответствии с частью 2 настоящей статьи, в системе не позднее чем за десять дней до даты и времени начала проведения такого собрания. В указанный срок администратор общего собрания направляет сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме каждому собственнику помещения в данном доме посредством системы. 6. Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме с использованием системы осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме лично путем указания решения по каждому вопросу повестки дня, выраженного формулировками “за”, “против” или “воздержался” в электронной форме либо посредством передачи администратору общего собрания оформленных в письменной форме решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, до даты и времени окончания такого голосования. 11. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятые по результатам голосования с использованием системы, по вопросам, поставленным на голосование, автоматически формируются в форме протокола и размещаются в системе в течение одного часа после окончания такого голосования”.
Время голосования по тамошнему кодексу строго определено – не менее трех и не более пяти дней, без перерыва.
Прописаны в статье и все остальные особенности проведения процедуры голосования. К примеру, протоколы собраний, проведенных через систему, хранятся в системе, а решение собственника, переданное/присланное в письменном виде, администратор должен “разместить в системе электронный образ указанного решения собственника помещения в многоквартирном доме в течение одного часа с момента получения такого решения”.
Как видим, все четко, и никаких вопросов: председатель тамошнего ТСЖ (товарищество собственников жилья), согласно данной статье, не может быть администратором и влиять на итоги голосования, а также на размещение письменных решений собственников. Задаваться вопросом, почему наши так не сделали, не станем, не наш формат.
Цитату из российского Жилищного кодекса мы привели прежде всего для наших читателей, чтобы знали, как это может и должно быть, а также для министров и депутатов, чтобы знали, что с разработчиков требовать.
Теперь вновь вернемся в 1 января 2018 года и попробуем оплатить тариф на накопления на капитальный ремонт. Думаете, эти деньги, как всегда, будут включены в квитанцию и пойдут на счет КСК, то есть ОСИ (объединение собственников имущества)? Ошибаетесь.
За каждой квартирой должен будет открыт свой счет, куда эти деньги и пойдут. Вопрос, кто это будет делать, – каждый собственник лично в явочном порядке.
А куда ему идти – в Жилищный сберегательный банк или Фонд накопления средств на проведение капитального ремонта, задуманный разработчиками. Думаете, с фондом, ежемесячные поступления в который составят несколько миллиардов тенге, реформаторы обошлись гуманней, чем с ЕИС? Нет. Гении мысли лишь концептуально обозначили существование новой структуры: Фонд накопления средств на проведение капитального ремонта, задуманный разработчиками (далее – фонд), – совокупность накопительных сберегательных счетов для ремонта общего имущества, открываемых в порядке, установленном настоящим законом, на которых производится аккумулирование взносов на проведение капитального ремонта, ведение систематического учета накоплений индивидуально по каждой квартире и нежилому помещению, а также осуществление оплаты услуг субъектов строительной деятельности, осуществляющих капитальный ремонт объектов кондоминиума, в объемах и на условиях, предусмотренных настоящим законом и договором о капитальном ремонте”. ЖКХ в Казахстане хотят отдать на откуп бизнесу: к чему это приведет
Прочитав такое, любой собственник точно будет знать, куда идти и где открывать счет. Правда, ни один фонд в нашей стране не имеет такого законодательного права, как открытие банковского счета. И у новенького такого права тоже не будет.
Не ясно также, почему вдруг деньги (читай – накопления) на капитальный ремонт собственники должны передавать какому-то фонду. Почему собственники не могут решить, в каком банке они будут хранить эти деньги, и т. д. Да и в первоисточнике – российском Жилищном кодексе – формирование фонда происходит совсем по другим принципам. Смотрим ст. 170 “Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фонда”: “3. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее – формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее – формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора)”.
Самому фонду россияне отвели отдельную главу, состоящую из нескольких статей.
Учитывая важность темы и настойчивость наших реформаторов в желании подмять под себя деньги собственников, разбираться с чужим опытом, так причудливо ими видоизмененным, мы продолжим в следующем номере. Не стоит отдавать все на откуп революции, даже если это революция ЖКХ.
Алматы