Чего ждать в этот раз от самой престижной премии в области кино и каким будет «Оскар», корреспондент медиа-портала Caravan.kz поинтересовался у казахстанских именитых режиссеров и задал им три вопроса по этой теме:
1. Какой фильм (голливудский и казахстанский), на ваш взгляд, может претендовать на «Оскар» и почему?
2. На церемонии вручения второй национальной премии в области кинематографии "Тулпар" объявили, что фильм Акана Сатаева «Дорога к матери» будет представлять Казахстан на премии "Оскар" в 2018 году. Согласны ли вы с таким выбором?
3. Как вы считаете, будет ли что-то особенное на юбилейной церемонии в этом году? Церемония вручения «Оскар-2017»: как это было
Казахстанский режиссер Аскар УЗАБАЕВ:
Аскар Узабаев @instagram
1. Я из всего списка, который номинирован на «Оскар», посмотрел только несколько фильмов, это «Форма воды» и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури».
Какой казахстанский фильм мог бы претендовать на «Оскар»? (Смеется.) На мой взгляд, не был еще снят ни один фильм в Казахстане, который мог бы претендовать на «Оскар».
Потому что в киноиндустрии все пытаются заработать деньги, а не сделать какое-нибудь великое и хорошее кино. Сейчас тенденция казахстанского кинематографа — сделать коммерческое кино. А коммерческое кино — одноразовое, оно не фестивальное.
А что касается голливудского кино, мне очень понравился фильм «Форма воды», я вообще люблю этого режиссера — Гильермо дель Торо, поэтому я всегда за него чисто по-человечески болею. Но, к сожалению, думаю, что фильм не получит «Оскара», потому что он и так уже взял два «Золотых глобуса» в номинациях «Лучший режиссер» и «Лучший саундтрек». Мне фильм очень понравился и по художественной части, и по актерской игре. И мне кажется, что «Три билборда» тоже замечательный фильм, потому что по сюжету там простая жизненная история. Мне очень понравился сценарий, все эти перипетии, там очень крепкая драматургия.
«Оскар» — это, конечно, хорошая вещь, но в последние годы «карамелизация» «Оскара» — это не совсем то, что мне всегда нравилось. Я больше смотрю Канны, Берлинале, мне по душе больше такие альтернативные фестивали.
Вы же смотрите кино и любите кино, которое откровенное и честное, и поэтому я думаю, что в европейском кино чуть больше мыслей, наверное, нежели в «американщине», потому что все истории настолько предсказуемые, и ты уже знаешь, чем все закончится, а предсказуемости в европейских фильмах все же поменьше, так как наблюдается другая ментальность.
2. Думаю, что нет. Мне, как зрителю, не хватило истории, не хватило эмоций. И ничего выдающегося я там не увидел, не увидел хорошей операторской работы, которая бы меня тронула, и я бы понимал, что если не за режиссуру, и не за сценарий, то можно дать премию хотя бы за операторскую работу. И все мы знали в начале фильма, чем он закончится. А название картины — это спойлер ко всему фильму, ты понимаешь, что это действительно дорога к матери, что герой к концу фильма дойдет до матери.
В кино есть такое понятие, как киноязык, вот такого киноязыка я там не увидел.
Казахстанскому кино будет сложно пробиться на мировой уровень, если мы будем пытаться снимать фильмы, как в Голливуде, или пытаться снимать европейское кино, или пытаться снимать даже какие-то российские фильмы. Нам нужно как бы находить свой язык. Вот мне очень нравится иранское кино, они просто рвут все кинофестивали. Там чувствуется, что они сами о себе снимают, снимают о своих проблемах, и у них начинает вырисовываться свой собственный почерк, и это очень классно. А Казахстан является плохой копией всех фильмов, которые уже были сняты.
3. Она меня удивила бы, если бы казахстанский фильм взял «Оскар».
Режиссер Нуртас АДАМБАЙ:
Нуртас Адамбай @instagram
1. Не знаю, выдвинут ли фильм «Величайший шоумен», но мне нравится из последних голливудских эта картина. Она наиболее заполнилась мне, несмотря на то что это был мюзикл, а я мюзиклы как-то не люблю смотреть. Хотя я не все смотрел. Все восторженно хвалят фильм «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», но я бы не сказал, что такая картина может взять «Оскар», так же как и «Леди Бёрд», я тоже читал восторженные отзывы, но посмотрел и не смог досмотреть до конца, честно говоря, не особо зацепил этот фильм.
Что касается казахстанского кино, думаю, что еще не было ни одной картины, которая претендовала бы и даже близко где-то была, чтобы претендовать на премию «Оскар». Таких фильмов у нас в стране еще не производилось.
2.
3.
Режиссер Сатыбалды НАРИМБЕТОВ:
Сатыбалды Нарымбетов из открытых источников
1. Я еще не смотрел все номинированные фильмы.
2. Наш фильм «Дорога к матери» не попал в шорт-лист «Оскара».
Могу сказать, что Акан может и лучше, это еще не предел его возможностей. На тот момент это был самый лучший фильм из всех казахстанских, чтобы отправить на «Оскар» от Казахстана.
Я не пророк! Но мы уже пять или шесть раз атакуем «Оскар». Попасть в лонг-лист — это тоже неплохо для нашей страны.
Все фестивали: Берлинский, Каннский — стали резко политизированные. Когда-нибудь победим, я так думаю. Надежда умирает последней!
В прошлом году, помните, какие фильмы получили премию? Мюзикл «Ла-ла-лэнд» и «Лунный свет», вот после этого сразу «читается» комитет академии «Оскара» (Смеется.). Ладно, мюзикл-то безобидный, а про голубых негров – это же курам на смех!
3. Я тоже жду сюрприз, потому что не только казахстанские фильмы обижаются на «Оскар», весь мир обескуражен, почему недостойные фильмы получают, а достойные нет. В прошлом году как они напутали все, помните? Так что давайте не будем заниматься прогнозами!