В 2015 году 30-летний житель Южного Казахстана Берик А. (кстати, юрист по образованию и адвокат по специальности) увидел на сайте по продаже автомобилей объявление – предлагалась “Тойота-Камри” 2012 года выпуска. Он как раз подыскивал автомобиль подобной модели и созвонился с продавцом, неким Сакеном. При личном общении выяснилось, что автомобиль не растаможен, документов нет, и в целом состояние машины далеко не идеальное.
Но была сделана очень приличная уступка в цене, в результате хозяйственный покупатель все-таки взял себе “Камри” – на запчасти.
Между Сакеном и Бериком завязались вполне дружественные отношения. Первый стал периодически названивать, консультируясь по разным правовым вопросам.
В один прекрасный день Сакен сообщил, что его сестра купила в кредит “Тойоту-Короллу”, и попросил разъяснить смысл страхового договора, оформленного на автомашину. Берик, прочитав его, объяснил, что в случае аварии страховая компания, оценив ущерб, выплачивает страховую компенсацию. А конкретнее – в каких случаях выплачивается полная компенсация? Адвокат добросовестно рассказал, что полная стоимость автомобиля компенсируется страховщиками в случаях пожара, стихийного бедствия, угона и хищения. О чем имеются соответствующие пункты в страховом полисе.
Спустя еще неделю Сакен напросился на встречу и уже в личной беседе предложил Берику купить новенькую “Короллу”, так как “у сестры возникли трудности с выплатой кредита”.
И вновь сделал щедрую уступку. В назначенный день они встретились, правда, адвокат пришел с деньгами, а вот продавец – без машины. Но он успокоил приятеля: дескать, давай деньги и через десять минут я машину пригоню. Берик отдал треть суммы. Сакен ушел. С концами.
Сутки покупатель то тревожился за приятеля, то подозревал, что сам стал жертвой обычного развода.
На следующий день он обратился в полицию. В заявлении своем написал, что его знакомый выманил у него деньги, обещая продать автомобиль. Указал и марку, и госномер “Короллы”. И тут узнал от полицейских, что эта машина уже месяц числится в угоне. В Алматы мошенники переправили за рубеж 200 авто, находившихся в залоге у банков
Примерно через неделю полиция задержала Сакена, который спокойно себе ездил на краденом авто. Ему предъявили обвинение в мошенничестве и угоне. Проверялась его причастность и к другим преступлениям. В ходе следствия выяснилось, что и “Камри”, на которую не было документов, официально принадлежит третьему лицу. Сам Сакен вначале объяснял, что автомобиль получил законно, путем сложных взаимообменов с хозяином. Однако установленный владелец это не подтвердил и потребовал машину вернуть.
На выставленный Бериком счет Сакен заявил, что ни о какой “Камри” слыхом не слыхивал, знать не знает, никогда не видел и ему ее не продавал.
Адвоката стали чуть ли не каждый день вызывать на допросы, но с материалами дела не знакомили. А потом он узнал, что на него самого возбуждено уголовное дело по статьям – присвоение чужого имущества в крупном размере и дача заведомо ложных показаний. Из потерпевшего Берик превратился в подследственного.
К слову, уголовное дело в отношении Сакена было закончено с обвинительным заключением и направлено в суд. Он был признан виновным в мошенничестве (по эпизоду с Бериком), а также в присвоении чужого имущества по эпизоду с автомобилем “Королла” (правда, в последнем случае он полностью примирился с потерпевшим, выплатил ущерб и получил прощение). Сакену было назначено наказание в виде условного срока, и он тут же начал усиленно давать показания на адвоката.
Дошел до того, что якобы тот, хорошо зная законы, пытался организовать целую комбинацию по краже автомобилей у своих знакомых с целью получения ими страховки.
Следствие по этому делу тянулось почти полгода. И хотя Берик сумел доказать свою непричастность к легенде о краже для страховки, тем не менее он таки оказался под судом за присвоение чужой машины. И получил 2 года условно.
Вообще, разбираясь с собственным делом, опытный адвокат теперь признает, что с самого начала допустил роковую ошибку – когда позарился на автомобиль без документов.
Именно этот крючок и привел к тому, что он стал не только жертвой последующих разводов, но еще и оказался замешан в чужих преступлениях.
Прокуратура ЮКО постоянно напоминает, что мошенничество является одним из самых распространенных видов преступлений. Особо отмечается изобретательность и нестандартность подходов аферистов. Хотя в любом мошенничестве неизменно присутствует эффект того самого бесплатного сыра. Прокуратура, полиция и судебные органы призывают граждан проявлять бдительность и осторожность.
ШЫМКЕНТ