Ля-ля-фа, эти цифры... - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Ля-ля-фа, эти цифры...

Ля-ля-фа, эти цифры...

Домбрист и композитор Ануар БЕКЖАНОВ вот уже больше десяти лет вместо нот использует цифры. В мире музыки этот метод называется табулатурой. В современной инструментальной практике известна только табулатура для 6-струнной гитары. Однако Бекжанов решил использовать ее для игры на домбре, где, как известно, всего две струны.

  • 27 Февраля 2018
  • 3816
Фото - Caravan.kz

По его словам, особенностью этой методики является компактность данного способа музыкальной нотации, потому что табулатура содержит гораздо меньше ненужных и громоздких обозначений, чем обычный нотный стан, на котором большое количество нот едва ли не сливается в огромное “нотное пятно”. Как говорит автор методики, по этой табулатуре любой желающий может за полтора-два месяца выучиться виртуозно играть на домбре. Цифры легко воспринимаются как детьми, так и взрослыми. Свою методику он испробовал на своих учениках, самому младшему из которых недавно исполнилось 5 лет, а самому старшему – 77.

О том, как пришла идея оцифровать музыкальные произведения для домбры, – в интервью с Ануаром Бекжановым.

Про любовь не петь

– Любовь к музыке мне привил преподаватель Еликул Досмаилович Досмаилов, он и научил играть на домбре. В 50-х годах этот музыкальный инструмент невозможно было купить в магазинах, делали их мастера по специальному заказу. Мой преподаватель сам изготавливал домбры. Некоторым он продавал, а у кого не было денег – просто дарил их, – рассказывает композитор. – Музыкальный слух, можно сказать, мне передался по наследству. Моя мама играла на домбре. В 8-м классе я написал свою первую песню “Қайда менің махаббатым”, она стала очень популярной среди сельчан. Тогда были суровые нравы.

Меня вызвали на школьное собрание и запретили петь песни про любовь, иначе грозились исключить из комсомола. Я написал расписку, что больше не буду.

И только спустя почти 30 лет стал снова писать песни.

После окончания школы поступил в культурно-просветительское училище в Джамбуле, а потом продолжил учебу в консерватории. Затем пошел работать на республиканское Казахское радио. Домбра генно-модифицированная: Казахская традиционная культура заполняется фейками

– Ваши коллеги утверждают, что вы даже работу бросили на Казрадио, чтобы снова заняться музыкой?

– Я десять лет проработал музыкальным редактором, работа отнимала столько времени, что я стал забывать, как играть на домбре. Решил, что так не пойдет. Уволился по собственному желанию и снова стал заниматься музыкой. Обратился с просьбой к директору музыкальной школы им. К. Байсеитовой дать мне возможность поработать с маленькими детьми. Работал затем в КазПИ им. Абая, организовал фольклорный ансамбль из домбристов. При издательстве “Кайнар” среди журналистов мы организовали еще один оркестр народных инструментов под названием “Саржайляу”. Давали концерты в Москве, в Украине. Потом на протяжении 17 лет преподавал музыку в средней школе № 137. Далее работал директором детской музыкальной школы № 2 им. Р. Глиэра в Алматы.

– Среди ваших учеников немало одаренных музыкантов, выигрывавших международные конкурсы. Причем есть среди них люди разных национальностей…

– Среди домбристов хотел бы выделить Шалкара Абдолданова и Даурена Токтарбаева. Популярный певец Бейбит Корган тоже мой воспитанник. Жанар Оспанова – талантливая ученица. Я ими очень горжусь. Для меня национальность не имеет значения. Мои ученики были разных национальностей. Например, Даниэль Данлади-Бвай. Он уже окончил академию Жургенева. Талантливый домбрист, научился играть около 30–40 кюев. Или Дияра Иламова, лауреат многих международных конкурсов по домбре. Пришла ко мне заниматься в 4-летнем возрасте, сейчас учится в 9-м классе.

Маргулан Наурызбаев и Даурен Жунусбеков, которые сейчас учатся в музыкальном колледже им. П. И. Чайковского.

Сможет любой

– Вместо нот вы используете обыкновенные цифры. Можете подробнее рассказать о вашей методике?

– Все началось, когда пришел брать у меня уроки молодой мужчина – Павел. Учился он по нотам где-то месяца полтора. Когда мы вместе занимались, он играл хорошо, как только выходил из студии – тут же забывал ноты. Приходил обратно и жаловался: “Агашка, я все забыл”. Я возмущался: “Ты что? Там же написано черным по белому!”. Мучились мы с ним долго (смеется). В конце концов решил специально для Паши перевести ноты самого легкого кюя в цифры. И что вы думаете? Получилось! Он заиграл, как самый настоящий домбрист.

Вот, например, у домбры 19 ладов. Нижняя струна издает звук “соль”, верхняя – “ре” малой октавы. “Ре-соль” – это строй домбры. Но я сделал не 19 ладов, а 18.

Первый лад убрал, чтобы легче было. Нота “ля” – это у меня первый лад. А потом открытая струна “00”. И так далее. Постепенно таким методом я оцифровал уже 60 кюев! Сейчас готовлю выпустить в свет книгу – самоучитель игры на домбре по цифровой методике, она подходит всем желающим. Также этот метод хорошо подойдет для сельской молодежи, у которой нет возможности учиться в городе.

– То есть получается, любое произведение, будь то народные кюи или популярные песни, можно оцифровать?

– Любую музыку можно перевести в “цифры”. Года два назад ко мне пришла брать уроки 77-летняя бабушка. Когда я ее впервые увидел, очень удивился: “Вы по адресу пришли? Вам не поздно?”. Сара-апай, так ее зовут, слезно попросила меня: “Я недавно потеряла мужа, в память о нем осталась его домбра. Я хотела бы играть на ней”. По цифрам она буквально за полтора месяца научилась играть 3–4 кюя.

– А что вы скажете о наших современных домбристах? Некоторые, как ни странно, играют под фонограмму…

– Живая музыка есть живая музыка. Я сразу улавливаю фальшь на концертах. Делают вид, будто играют, а на самом деле все под фонограмму.

Домбра – это волшебный инструмент. Она просветляет душу, оберегает от плохого, обладает магической силой.

Домбра всегда занимала почетное место в юрте (доме). В этом уникальном щипковом музыкальном инструменте всего две струны, а сколько можно передать через его звуки – переживания, отчаяние и радость, гнев и милость, глубину страданий человека. Чик: Ненавижу “Битлз” и старперство

Помните легенду о том, как у одного хана во время охоты погиб сын? Нукеры, боясь гнева хана, привели в ставку простого домбриста. Ни слова не сказал кюйши, а только заиграл на домбре. Застонали, заплакали струны, словно жалобный шум леса пронесся под шелковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя.

Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, прося о помощи… Так домбра рассказала хану о смерти его сына. Вне себя от гнева хан приказал залить горячий свинец в инструмент.

Домбре и сегодня доверяют люди свои сокровенные думы и невысказанные слова. Тайну ее разгадать очень сложно. Но тот, кто постиг эту тайну, становится властелином сердец.

Алматы