Для чего нужен НИЦ "Сакральный Казахстан", рассказал эксперт - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Для чего нужен НИЦ "Сакральный Казахстан", рассказал эксперт

Для чего нужен НИЦ "Сакральный Казахстан", рассказал эксперт

В мае этого года исполнится год со дня создания научно-исследовательского центра “Сакральный Казахстан”. Для чего он нужен и как помогает модернизировать общественное сознание – беседа с руководителем центра, кандидатом политических наук Бериком АБДИГАЛИУЛЫ.

  • 28 Февраля 2018
  • 4697
Фото - Caravan.kz

– В нашем понимании, вернее, в понимании многих сакральное – это священное, связанное с религией. А что такое сакральное на самом деле?

– Да, действительно, сакральное в переводе с латинского – священное, связанное с божественным, религиозным. И для нас, казахов, это означает святое, или, иначе говоря, аулие. В то же время задача, поставленная главой государства, перед нами одна – выявить все места в стране, которые люди издревле считают священными, описать их. И это связано не с религией, а с какими-то вехами в истории казахского народа. Цель – превратить их из мест поклонения в инструмент духовного возрождения, способствующий формированию национальной идентичности.

Проще говоря, в каждом уголке нашей страны есть сакральные объекты, и нужно, чтобы они стали общим достоянием.

Надо, чтобы все знали, какую важность они представляют, почему именно считаются сакральными. А в конечном итоге такое знание помогает созданию нации в гражданском понимании.

Духовная культура на первом месте

– Есть святые объекты, допустим, Западного Казахстана, которые в стране никто не знает. Мы можем знать Ходжу Ахмета Ясави или Бекета-ата, но при этом не подозревать о наличии мест, названных именем Жумагазы-хазрета или Ыргызбая-ата на востоке, – продолжает Берик Абдигалиулы. – Поэтому люди должны знать свою историю. И второе. Мы пытаемся сформировать целостное историческое сознание как источник сохранения памяти народа – сакральной истории. Все периоды развития государства отражены в объектах археологического характера. Это и петроглифы Тамгалы, Иссыкский курган. Есть места, связанные с нашими батырами, ханами. Их также нужно выявлять и описывать. Через механизмы регенерации исторической и культурной памяти прийти к укреплению в сознании народа общенациональных святынь, духовных ценностей. Сакральный Казахстан: возвращение к истокам

– Выходит, ваш центр действует в рамках программы “Рухани жанғыру”?

– Да. У нас задача не столько описание этих объектов, сколько вместе с общественностью обозначить то, какие ценности они несут, какую функцию выполняют. Духовная культура на первом месте. Важно, чтобы все звенья были прочно сцеплены между собой в сознании и осмыслении каждого как единое историко-культурное и политическое пространство.

Сложность ситуации в том, что легко сделать список памятников, которые для нас очень важны, интересны. А нам нужно выявить легенды, связанные с сакральными местами, понять, почему почитают именно их.

Поэтому основным источником информации являются люди, которые давно посещают эти места. Мы же просто систематизируем, собираем.

Первое, что мы сделали, – это при поддержке министерства культуры и спорта выехали в регионы, собирали материалы. Там нам помогали учреждения культуры, областные музеи, инспекции по охране памятников, встречались мы с краеведами, с местной общественностью. Так сформировали первый список сакральных мест.

Каждый памятник имеет определенную социальную значимость, духовную функцию, через которую он влияет на нас. Допустим, в Алматы люди приходят поклониться месту захоронения батыра Райымбека. Кстати, в список сакральных мест мы включаем и такие важные объекты, как площадь Республики, Монумент независимости. Не забыли и Вознесенский собор. Иначе говоря, стараемся охватить все этапы нашего прошлого. Ведь это наша общая история. СЕМЕЙные святыни

Первым этапом у нас было выявление, теперь пойдет популяризация в том плане, что начнут издаваться книги, сниматься фильмы. Мы собираемся разработать дополнительные туристические маршруты. Готовятся путеводители, а в дальнейшем начнем подготовку гидов.

Пять блоков

– Хорошо, что вы заговорили о туризме. Давайте тогда вспомним знаменитую Каркаралинскую ярмарку, или Кояндинскую. На месте их проведения будет что-то обустраиваться? Реконструкция, скажем, возобновление ярмарок… Потому что иностранцев, которые приезжают к нам, интересует все-таки этника, самобытность. Вот это будет как-то возрождаться, реконструироваться? Потому что это тоже своего рода сакральное место.

– Согласен. Кояндинская ярмарка находится в нашем списке, но там осталось только одно здание, и то разваленное. Но мы надеемся, что чем больше людей начнут посещать эти места, тем чаще государство будет выделять деньги на реконструкцию, на создание специальной туристской инфраструктуры в целом. В Каркаралинске, помимо знаменитой Кояндинской ярмарки, были и другие места, которые интересны. Например, мечеть Кунанбая – отца Абая. Там же захоронения Мади, Таттимбета. Словом, таких объектов по всей стране немало. Сейчас готовим энциклопедический справочник всех объектов. В каждой области созданы рабочие группы, которые занимаются отбором материалов.

– А есть ли какая-то периодизация?

– Да, конечно, такое разделение у нас имеется. Сакральные объекты мы поделили на общенациональные и региональные. Список общенацио­нальных объектов в свою очередь разделен на пять блоков: особо почитаемые памятники природного наследия; археологические памятники и крупные средневековые городские центры; религиозные и культовые объекты, являющиеся местами поклонения; сакральные места, связанные с историческими личностями; сакральные места, связанные с историческими и политическим событиями.

К последним лично я бы отнес и здание Верховного Совета в Алматы, где сейчас находится Казахстанско-Британский университет. Именно там было принято решение о государственной независимости нашей страны.

Задача проекта – выработать единую символику и принципы национального иммунитета для того, чтобы адекватно реагировать на инокультурное влияние и противостоять чуждым для нас ценностям.

Прикосновение к истокам

– Есть ли интерес у людей к изучению сакральных мест? Истоки степной архитектуры

– Знаете, издавна у казахов бытовали истории, рассказы, связанные со священными местами. Людям интересно знать свои истоки. Ведь почему эти места становятся сакральными? Да только потому, что люди сами выбирают их. А мы лишь должны понять, почему объект является сакральным. К примеру, в нашем списке много мест, связанных с батырами. Это потому, что казахи всегда преклонялись перед отважными людьми, благодаря которым сумели сохранить такую огромную территорию.

Немало сказаний в народе о биях, которые не боялись ханам говорить правду и осуществляли справедливое правосудие. Все они являют собой пример служения народу, защиты его интересов.

Есть места, которые мы должны помнить всегда, – Карлаг, Долинку, там полторы тысячи захоронений, АЛЖИР, памятник “Сильнее смерти” в Семее, нам нельзя забывать о жертвах Семипалатинского полигона. Они имеют огромную воспитательную функцию и способствуют связи поколений. Посещение сакральных мест – один из способов изучения истории. Наш проект направлен на познание своей истории, чтобы мы могли ею гордиться и извлекать уроки.

Алматы