Борис КАН: Мы ушли из Афгана, он из нас – никогда! - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+4 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Борис КАН: Мы ушли из Афгана, он из нас – никогда!

Борис КАН: Мы ушли из Афгана, он из нас – никогда!

15 февраля воины-интернационалисты снова собрались в алматинском парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев, чтобы отметить 29-ю годовщину со дня вывода Ограниченного контингента советских войск из Афганистана.

  • 16 Февраля 2018
  • 1983
Фото - Caravan.kz

Ни внезапно обрушившийся на город мокрый снег с дождем, ни тяжелая болезнь, ни горечь обид за отмену льгот и отсутствие достойного жилья не смогли остановить бывшего солдата пехотной бригады Бориса КАНА от новой встречи со своими боевыми друзьями. Но обнять и крепко пожать руку он смог в этот день не всем…

Ряды солдат афганской войны, так же как и ветеранов Великой Отечественной, редеют. “Афганцы” слабеют и уходят из жизни, так и не дождавшись от государства обещанного. Ни жилья у них достойного, ни положенного медицинского обеспечения, ни льгот. Одни разговоры пустые кругом.

Не пришло еще время

Как-то в материале “Приравненные к жизни собачьей” (“КАРАВАН”, № 45 от 24 ноября 2017 г.) мы уже рассказывали о судьбе простого солдата той необъявленной войны. Инвалид I группы Борис КАН так и живет в той покосившейся избушке, которая даже и не принадлежит ему вовсе. Друг приютил на время. Солнечный свет в сырую “берлогу” проникает с трудом. Стены – в плесени, цементный пол – в дырах… А застывшая очередь на жилье так и не сдвигается с мертвой точки. Борис пытается шутить. Приравненные к жизни собачьей: в каких ужасных условиях живут воины-афганцы

– Скоро эта жирная точка, похоже, меня сдвинет туда, откуда уже не возвращаются. Замерзну здесь – и окочурюсь. В Афгане под пулями было легче выживать, а сейчас силы уже не те. Ладно, не парься, брат, мы привыкшие. Заходи давай в мое логово, я рад, что ты снова ко мне пришел.

– Я не с пустыми руками. Читатели “КАРАВАНА” привет передали из Астаны. Специально для тебя.

– Да ну! Тогда наливай, – оживляется Борис, растапливая свою печь-буржуйку отсыревшим картоном и ворохом старых газет. Комната сразу затягивается едким дымом. В глазах появляются слезы.

– Хорошо, сейчас сбегаю в магазин. За мной не заржавеет, ты знаешь.

– Нет, извини, брат, поторопился я чуть. Не пью я с того раза, как мы виделись крайний раз в декабре. Болею. И видеть стал совсем плохо.

– Ну тогда вот тебе деньги на лекарство. Как раз кстати.

– Рахмет, бача. Благодарен… А кто этот хороший человек из Астаны?

– Не знаю, брат. Он сказал только по телефону, что Владиславом его зовут. Посылку для тебя еще собирается передать через редакцию.

– Не надо мне посылку. Я нормально живу. Не голодаю. Даже в санатории успел отдохнуть несколько дней. Райсобес подсуетился, видимо, тоже прочитали вашу статью в “КАРАВАНЕ”… Спасибо ему. Хоть выспался там как человек да помылся. А Владислав ваш пусть кому-то другому из наших братьев поможет. Кто больше нуждается, чем я, и у кого совсем в этой жизни каюк. Есть, видно, на земле еще добрые люди. Рахмет!

Борис встает с холодной кровати и с помощью палочки подходит к печке, чтобы подложить в топку дровишек. Пытаюсь ему помочь в этом незатейливом деле, но он сопротивляется – я сам, мол, справляюсь, не пришло еще время, и не пробил час роковой.

Прости, что еще живой…

– Государство обязано защищать своих солдат. Защищать как патриотов, которые являются примером для подражания молодому поколению, – не устает повторять лидер афганского движения Мурат АБДУШКУРОВ. – Жаль, что это не происходит так, как хотелось бы, и по всем нашим предложениям, направленным в правительство, неизменно всякий раз приходит отказ. Почему годовщину со дня вывода войск из Афганистана в Алматы отметили тихо

Не слышат чиновники и не понимают нашу боль.

В законе № 2247 прописан наш правовой статус как приравненных к участникам ВОВ и дано определение – “участник боевых действий в Афганистане”. Но это противоречит положениям военной доктрины РК, так как боевые действия – это лишь один эпизод вооруженного или военного конфликта. Правильно должно звучать так – “участник вооруженного конфликта в Афганистане”, или по-народному, по-простому – “участник войны в Афганистане”.

Поскольку закон № 2247 не имеет прямого действия, координационный совет решил пойти по пути реального улучшения жизни участников войны путем внесения изменения в другие законы, где есть содержательная часть по улучшению жизни ветеранов. Это Законы “О специальном государственном пособии в Республике Казахстан”, “О жилищных отношениях”, “Об обязательном социальном медицинском страховании”.

Но и после этого и прошедших в республике и других странах мероприятий по случаю 29-й годовщины вывода войск из Афганистана в нашем правительстве их, похоже, никто не услышит. Или я ошибаюсь?

АЛМАТЫ