Кто будет следующим президентом Казахстанской федерации футбола, окончательно прояснилось за месяц до его официального избрания, когда представители региональных федераций, связавшись между собой по скайпу, выдвинули в руководители Адильбека Джаксыбекова. Термины “единогласно”, “поддерживаем”, “инициатива” не оставляют сомнений в заблаговременной решенности данного вопроса. Когда же прочитаешь заявление рулевых на местах, складывается впечатление, что последние три года наш футбол пребывал в стагнации (впрочем, это недалеко от истины).
“Именно при нем (Джаксыбекове. – Прим. ред.) казахстанский футбол сделал качественный шаг вперед. Национальная сборная радовала своей игрой болельщиков, а клубы благодаря повышению общего уровня чемпионата стабильно стали демонстрировать успешные результаты в международных матчах. По всей стране появились футбольные центры, которые дали возможность заниматься любимым видом спорта тысячам мальчишек. При нем работа по популяризации этого вида спорта не прекращалась, была массовость”. “Алма-Ата”: правдивая история о частном бизнесе в казахстанском футболе
Господи, надо иметь уникальный талант, чтобы за столь короткий срок развалить все это счастье. И ведь виноватого уже не найдешь – президенты в нашем футболе чуть не стали меняться чаще, чем времена года.
Последним из них был Сеильда Байшаков – уважаемый ветеран, замечательный футболист, опытный функционер. За год своего правления он запомнился: 1) аккуратным “наездом” на министерство по поводу ранжирования спорта и инициативе запретить клубам финансировать легионеров из областного бюджета; 2) назначением на пост главного тренера сборной Александра Бородюка (хотя, конечно, всю подготовительную работу вели другие специалисты); 3) переходом на новый формат проведения чемпионата премьер-лиги (здесь всю работу провела сама лига). Вот, пожалуй, и все.
Сеильда Икрамович в своей прежней должности вроде устраивал всех, за что ему даровали звание “Почетный деятель Казахстанской федерации футбола”, но ветра перемен вдруг дунули слишком резко.
Адильбек Рыскельдинович, уходя из футбола в декабре 2014 года (а федерацию он возглавлял с 2007-го), главной причиной назвал нежелание разрываться на несколько фронтов:
– Как вы знаете, я выполнял эту работу на общественных началах, и моей задачей была выработка стратегических решений, обеспечение административного влияния, помощь при взаимодействии с государственными органами. Сейчас в этом нет необходимости. Футболом должен руководить человек, который сможет делать это на постоянной основе.
Что изменилось за три года? Наш футбол пошел не тем путем, и пришло время вновь направить его с кривой дорожки в нужное русло? Или у самого Джаксыбекова времени на общественную работу при всей его сумасшедшей загруженности стало больше? Не будем забывать, что он руководит еще и Федерацией легкой атлетики Казахстана.
Частые перемены в руководстве КФФ и тренерском штабе сборной начинают восприниматься не как желание добавить новизны в уже залитый и осевший фундамент, а как “хуже ведь не будет”. Однако хуже все-таки становится. Результаты сборных налицо. К клубам же федерация отношения не имеет, поэтому достижения МФК “Кайрат” (а с ним и сборной по футзалу) и ФК “Астана” – не ее заслуга. Почему в казахстанском футболе работает все меньше отечественных тренеров
Кстати, тут пошли разговоры о возможной новой кандидатуре в главные тренеры сборной. Это, естественно, не местный специалист.
51-летний Олег Кононов известен в первую очередь по работе с “Кубанью”. Были в его карьере молдавский “Шериф”, украинские “Карпаты”, “Ахмат” из Грозного. Все повнушительнее список, чем у Александра Бородюка. А Джаксыбеков вспомнил, как в его предыдущее время федерация приглашала итальянца Аллегри, который “запросил бюджет, как у двух наших казахстанских клубов”.
Пока Адильбек Рыскельдинович присматривается к запущенному в его отсутствие хозяйству. Работы предстоит немало, и желательно, чтобы она была системной, а не рассчитанной на год. А то в Казахстане как зима, так время перемен.