Чтобы через фотографию понять, почувствовать природу Баянаульского природного заповедника, нужно жить там, а не фотографировать его наездами, считает признанный мэтр искусства светописи павлодарец Александр ПАРХОМЕНКО. За его плечами множество персональных выставок по всему миру, и как же было радостно дебютантам Есену ЖУСУПБАЕВУ и Ильясу КАНАТУ видеть мастера на показе своих фото. Авторы представили 40 работ, каждый по 20 фотографий в культовом для ценителей искусства и истории месте – Доме-музее фотографа, краеведа Дмитрия БАГАЕВА (“Хранитель истории”, № 37 от 19 сентября 2014 г.).
– Нам показан действительно неизведанный Баянаул. Авторы побывали в его сокровенных уголках. У сына глаз любопытен и не замылен, у отца в работах виден жизненный опыт, – отметил Александр Пархоменко.
Есену 41 год. Он всю жизнь живет в глубинке – в родном ауле Каражар Баянаульского района, что примерно в 250 километрах от Павлодара и в котором проживают 360 человек.
Рос Есен в семье механизатора, и неудивительно, что сам стал трактористом. Его отец Канат и старший брат Кайрат увлекались фотографией. Тяга к искусству света и тени проснулась и в Есене. Он также начал вести фотохронику жизни родного села.
Жусупбаев проработал трактористом 18 лет, разводил скот в небольшом хозяйстве.
Он очень обрадовался, когда узнал, что в селе началась постройка Дома культуры. Приходил после работы и помогал, чем мог, работал бесплатно. И однажды сильно захотел устроиться туда. Хоть кем – сторожем или кочегаром. Но была лишь вакансия заведующего клубом, и Есен возглавил ДК в 2009 году. В Доме культуры открылись необычные и для любого городского заведения проекты – шоу в духе “Поля чудес” и “Угадай мелодию”, мини-киностудия и даже театр, в постановках которого роли играли сельчане (“Как бывший тракторист превратил деревню в центр культуры”, № 17 от 2 мая 2014 г.).
Есен собирал земляков и вне ДК – на подобии Олимпиады с факельной эстафетой, зажжением “олимпийского огня” в “чаше” (бывшем тазике) и борьбе по нескольким видам спорта, на айтысе между улицами, на конкурсах рисунков на снегу.
В Павлодаре довольно редко выставляются фотографы из сел. Но на открытии “Неизведанного Баянаула” царил аншлаг. Есен говорит, что фотографом в селе быть нелегко. Шутит, что порой люди видят в нем чудика.
– Надо, например, сделать кадр рано утром, когда еще роса на траве. Я лежу на земле, фотографирую, а люди в это время гонят скот на пастбище. Ловлю их взгляды на себе, как на чокнутом, – говорит фотограф из Каражара, вызывая смех гостей вернисажа.
Есен признается, что побеждает этот комплекс и выходит на съемки круглый год. В его работах представлены все времена года. Он подчеркивает, что посетители выставки, к сожалению, не могут услышать запахов степных просторов и гор Каражара, прочувствовать дуновение ветра и пронзительную тишину. Поэтому он зазывает всех в родное село. Там, к слову, плохо работает мобильная связь, и это фотограф считает плюсом. Ведь можно выйти на время из Интернета, в который мы погрузились с головой.
Энтузиаст горит идеей создать этноаул, в который могли бы на несколько дней или целый месяц заселяться горожане и видеть размеренный сельский быт изнутри. Гость переживет своеобразную перезагрузку, когда поухаживает за скотом, поест деревенскую пищу, побродит по горам.
Впрочем, для тех, кто совсем не может без цивилизации, на окраине Каражара сегодня возводится горнолыжная база, в которую вкладываются большие суммы.
В холодную пору тут можно будет покататься на лыжах, сноубордах, санях, а в теплые месяцы полетать на дельтапланах, парапланах с вершины горы Мырзашокы.
Есен так любит свое село, что очень редко из него выезжает. Однако старшего сына отправил учиться в Павлодар.
16-летний Ильяс также с малых лет увлечен фотографией. Благо, у нынешнего молодого поколения возможностей для этого больше. У парня есть мечта – снимать большое кино.
Прошлым летом он пытался поступить в институт на специальность “Операторское искусство”, но недобрал баллов. Теперь горит желанием поднакопить опыта в фотографии, съемке видео и однажды все-таки начать обучаться пониманию того, что такое кинематограф. Пока же он поступил в колледж Павлодарского государственного университета, где изучает оборудование электростанций. Получилось же у отца быть одновременно “физиком” и “лириком”.
В планах у юноши съемка документального фильма о родном ауле на английском языке. Чтобы весь мир узнал о каражарцах.
Ильяс в отличие от отца, предпочитающего снимать пейзажи, любит делать фотопортреты.
Он верит, что однажды снимет большое кино, в котором, может, также будет раскрыта душа сельчанина.
Павлодар