Почему рядовой полицейский не сможет отличить модника от террориста: эксперт о запрете на длинные бороды и короткие штаны - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему рядовой полицейский не сможет отличить модника от террориста: эксперт о запрете на длинные бороды и короткие штаны

Почему рядовой полицейский не сможет отличить модника от террориста: эксперт о запрете на длинные бороды и короткие штаны

Политолог Ислам КУРАЕВ рассказал, почему запрет на короткие штаны и бороды перестал быть интересен законотворцам.

  • 5 Ноября 2018
  • 2861
Фото - Caravan.kz

В феврале этого года состоялось обсуждение законопроекта, разрабатываемого тогда ещё министерством по делам религий и гражданского общества. Его целью является оградить наших соотечественников от влияния деструктивных религиозных течений, посему он содержит массу различных запретов.

Тогда наибольший интерес у казахстанцев вызвал пункт,  где говорилось о том, что под запрет попадут и бороды, но не все, а только определенной длины.

– Будут разработаны подзаконные нормативные правовые акты. Не на каждую бороду введут запрет, будут даны эскизы и характерные признаки. Речь не идет о священнослужителях, речь идет только о тех, по кому будет принято решение, что это люди, придерживающиеся деструктивных религиозных течений. Наряду с внешними признаками здесь будет играть роль то, что они говорят, то, что они пропагандируют, – объяснил глава МДРГО Нурлан ЕРМЕКБАЕВ.

При этом экс-министр Ермекбаев заверял, что в стране сохранится свобода вероисповедания и “всех подряд огульно привлекать” не будут.

С тех пор утекло много воды, министерство сменило название, а его главной стал Дархан КАЛЕТАЕВ, но обсуждение этого законопроекта до сих пор продолжается, его постоянно дорабатывают и вносят правки. Сейчас речи о запрете коротких штанов и бород практически не идет, но планируется запретить никабы и паранджу.

Поэтому корреспондента медиа-портала Caravan.kz обратилися к политологу, специализирующемуся на темах Ближнего Востока и Центральной Азии, Исламу КУРАЕВУ, дабы разобраться, почему запрет на короткие штаны и бороды вовсе перестал обсуждаться. 

— Оправданно ли введение нормативно-правовых актов, которые не так давно озвучил министр по делам религий и гражданского общества? Будет ли от них польза?

— Мне доводилось участвовать в обсуждении законопроекта еще в начале осени прошлого года, мое мнение не изменилось: данные нормативно-правовые акты недееспособны даже в новой редакции. Все же тут вопрос иной, такие действия обусловлены тем, что правительство намерено сдерживать фактор исламизации, хотя закон не поможет регулировать религиозную ситуацию в стране, так как у каждого свои тараканы в голове. Тут все же можно сказать, что такие инициативы должны выдвигаться не министерством по делам религий, а как раз таки КНБ или другими силовыми структурами, а это министерство — консультировать их в определенных вопросах. Не уверен, что у данной структуры хватает компетентности заниматься вопросами национальной безопасности.

— В своем telegram-канале вы сказали, что обычный человек не сможет отличить шафиита, ханбалита и салафита, но как с этим будет справляться наша полиция?

— Честно признаться, то мне самому очень интересно узнать, как рядовой полицейский сможет отличить представителя деструктивного течения от вполне дозволенного. Однако на эту тему я также писал у себя на странице в "Фейсбуке", вот там один из сотрудников министерства по делам религий написал, что у силовых структур уже есть списки людей, которые под колпаком. Для того чтобы пресекать их действия, нужен закон, позволяющий им действовать официально, поэтому был подготовлен этот нормативно-правовой акт. Хотя, прочитав такое мнение, у меня также возник вопрос:если спецслужбы хотят бороться с террористами, то достаточно других статей, по которым можно привлечь к уголовной ответственности, а если говорят о предупреждениях, то уже есть административная ответственность. На мой взгляд, это больше похоже на «придумать колесо».

— Не выйдет ли так, что действительно опасные личности начнут хорошо маскироваться, а простые верующие будут страдать из-за постоянных проверок?

— Как я уже сказал, говорят, что есть списки. Надеюсь, что в них нет простых граждан нашей страны. Однако это не гарантирует того факта, что по такой статье могут привлечь кого угодно. Относительно латентности деструктивного элемента, то в данном вопросе следует обратить внимание на соседний Узбекистан, после андижанских событий там сильно стали пресекать деятельность всех людей, которые хоть как-то придерживались религиозности. В свою очередь именно деструктивные религиозные течения издали свою внутреннею фетву, что каждый верующий имеет право: пить, курить, не молиться, в общем, делать все что угодно, но главное — не выдавать свои чувства верующих. Если посмотреть статистику, то воевать в Сирию и Ирак граждан закрытого Узбекистана поехало даже больше, чем из соседнего Таджикистана, который по определению считается самым благодатным местом для террористов.

— Можно ли расценивать подобную практику как преследование по признаку вероисповедания?

— В нашем законодательстве есть много лазеек, к сожалению, множество законов, принятых в области религии и вероисповедания, были закреплены в Конституцию страны, когда страна еще была в составе СССР или же во время рассвета независимости, когда этот вопрос вообще не рассматривался. Однако именно они привели к такой критической ситуации сегодня, и государство не знает, как предотвратить запущенный процесс. Хотя все вполне реально привести в порядок. У нас чувствуется недостаток специалистов в этой сфере. Запрет на ношение паранджи в Казахстане вызовет крайне негативную реакцию на Востоке — эксперт

— Какова вероятность того, что эти нормативно-правовые акты все-таки введут?

— Обсуждения идут еще с августа прошлого года, по идее должны были его принять еще в декабре 2017-го, но что-то затянули. В начале года снова закинули удочку в виде «бороды», не нашли поддержки даже у тех, кто против любой религии, а значит, закон еще будут дорабатывать. На мой взгляд, он сухой слишком. Надеюсь, меня пригласят на обсуждения, так как в Сети нет предлагаемого закона, особенно интересно было бы посмотреть, изменили ли пункт относительно деструктивной религиозной атрибутики, так как я советовал обратить на это внимание и привести полный перечень, для того чтобы не было недоразумений.

— Если допустить, что эти поправки были бы введены, то на самом ли деле наша полиция занималась бы измерением длины бород и смотрела, как подвернуты штаны? Или же пристального контроля не было бы?

— На мой взгляд, это маразм…  В Алматы точно половину молодежи придется проверять, так как у всех короткие штаны и бороды, но не по религиозным убеждениям, а просто так модно. Представляю, как будет у них спрашивать сотрудник полиции про мазхаб или мировоззрение. Веселая картина получится.

— Могут ли попытки ввести запреты на бороду и короткие штаны вызвать негативный отклик из стран мусульманского мира?

— На данный момент поток финансирования из мусульманских стран уже прекращен, но не думаю, что это останется незамеченным. Однако у нас тоже это понимают и хотят как можно деликатней оформить данный закон. Думаю, стоит подождать.